12+
→ Виды учебной работы в парах на уроках иностранного языка 1 слайд

Виды учебной работы в парах на уроках иностранного языка 1 слайд

страница 1
Виды учебной работы в парах на уроках иностранного языка

1 слайд

При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда.

Обеспечение плодотворной работы в паре не сводится к психологической стороне умения обращаться и воспитанности, (например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь, хотя это тоже немаловажный фактор)

2 слайд Цели Технология работы в паре нужна для целенаправленной деятельности учителя по формированию общих умений коммуникации в иноязычной речи, навыков коллективного труда.

3 слайд Виды работы в парах различают по нескольким параметрам:


  • Роли обучающихся

  • Цели работы

  • Содержания деятельности

  • Техники работы

  • Результата

4 слайд В своей работе я применяю следующие виды работы в паре:

  • Обсуждение

  • Совместное изучение

  • Обучение друг друга

  • Тренировка

  • Проверка

5 слайд Обсуждение – разбор, оценка, высказывание своего суждения по поводу чего-либо. (ЛА)

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос выраженный в тексте. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются.

Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем свои представления расширяются. Учитывая особенность этого вида работы в паре, я рекомендую учащимся тексты с неоднозначным ответом, со спорными идеями, с логической незавершённостью, требующими субъективной оценки.

Обсуждение включает несколько приёмов:



  1. Восстановить то, что прочитал в тексте. Это не сводиться к тому, чтобы дословно пересказать. Но чтобы это обсуждать, прежде это нужно запомнить, удержать в памяти

  2. Второй приём обсуждения – интерпретация, т.е. высказывание своего мнения, отношения. При интерпретации помогают вопросы такого плана: что мне понятно? А что нет? Почему такое утверждение? Какой вывод можно сделать?

  3. Третий приём – задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания.

На практике я использую разные техники обсуждения, это зависит от целей учебного процесса, уровня подготовки обучающихся. Например: в текстах с поисковым и изучающим чтением ИНИ, ППП,

  • Прочитайте текст (абзац)

    • Переведите и перескажите по очереди (чей перевод лучше)

    • Дополните, поправьте друг друга.

    • Задайте друг другу по 2 вопроса

    • Выскажите своё отношение к услышанному. Как поняли друг друга?

    • Ich (erfahre, weiß, meine, denke,) das......

6 слайд Ситуации (диалогическая речь) прочитать диалог и видоизменить, составить из выделенных слов диалог.

Практическая цель овладения диалогической речью на иностранном языке заключается в выработке способности применять эту речь в реальных жизненных ситуациях. В ме­тодической литературе по обучению иностранным языкам все чаще встречаются понятия «речевая ситуация», «ситуация общения», «реальная жизненная ситуация». Между такими ситуациями и содержанием диалогической речи существует тесная связь. Поэтому в практике обучения ситуации, в ко­торых необходима диалогическая речь, должны включаться как можно чаще.

Чтобы ученик овладел языком и научился им пользоваться, нужно прежде выполнить главное, определяющее условие: он должен на этом языке говорить.

Преподаватели иностранного языка отмечают, что введение парных занятий резко увеличивает время на активное говорение: с б—8% при традиционном обучении до 60% при проведении занятий в парах.



7 слайд Совместное изучение (ЛЕ)- совместно постичь учением, усвоить в процессе обучения.

В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих ещё не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

Предмет совместного изучения – это тексты ПОС, лексика, грамматика.

В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть в представлениях обоих учеников, они должны договориться до общего и общее должно быть материализовано.

Этот приём работы в паре строиться по методике Ривина.

8 слайд „ Die Schule in Deutschland

Например: работа с текстом в блоке „Wir lesen und informieren“



  • Изучают схему образования в Германии

  • Поиск значения новых слов в словаре

  • 1-й читает первый абзац, переводит, а второй ищет незнакомые слова в словаре

  • 2 –й читает второй абзац, переводит, а первый ищет незнакомые слова в словаре

  • сколько частей у текста

  • дать заголовок к каждой части

  • важную информацию выписать в тетрадь.

Совместная работа учащихся может проводиться и по знакомому тексту. Приёмы такой работы могут быть различ­ные. Прежде всего, ученики поочередно читают, проверяя правильность и выразительность чтения. Работа может идти над переводом текста. Ученики в паре проверяют друг у дру­га правильность чтения и перевода не одного текста, а двух и т.д.

9 слайд «Die Schulsachen» Работа с лексикой.

Совместная работа в паре может ограничиваться толь­ко проверкой знания слов и отдельных выражений. Я предлагаю учащимся при этом пользоваться секундомером, что ребятам очень нравится! Между ними возникает соревнование (кто быстрее ) Такой прием активизирует их деятельность. Здесь необходимо ориентировать ребят на правильность произношения каждого слова, так как цель не в том, чтобы запомнить слово, а в том, чтобы это сло­во уметь правильно произносить, и конечно же, правильно употреблять в речи.

Совместная работа учащихся в паре может проводиться по любому виду упражнений.

В каком порядке? Все зави­сит от дидактической задачи, которую я поставлю. Если ученикам досталось трудное упражнение, то пред­лагаю предварительно обсудить порядок его выполнения. Та­кая мера особенно бывает, полезна слабым ученикам. Если же стоит задача проверить уже выполненное задание, то вводится взаимопроверка. При взаимопроверке во многих слу­чаях ученикам следует давать ключ, так как ученики (особен­но слабые) часто не в состоянии заметить ошибку в упраж­нении, выполненном товарищем.



10 слайд Грамматика Например как ученики изучают склонение прилагательных.

Пара рассматривает таблицу, анализирует, делают вывод, записывает в тетрадь, решают примеры. Усвоив эти знания, 1 пара передаёт другой паре, затем 2 пара передаёт первой. Далее процесс закрепления на практике. Работа в паре по карточкам. Здесь включается алгоритм работы в паре – взаимообмен заданий. Взаимопередача.



11 слайд Обучение друг друга - передать кому-либо какие-то знания, навыки.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения учащиеся выступают в разных позициях: один обучающий, другой обучаемый, за счёт организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – знания или способы действования, которыми владеет напарник.

Рассмотрим обучение в одну сторону как элемент взаимообучения. Необходимые условия для осуществления взаимообучения:


  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно на новом материале! Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга. Обучать нужно малыми порциями.

12 слайд. Обучение стихотворению

Как ученики обычно учат стихотворения? Путём многократных повторений и затем воспроизведения про себя. Гораздо эффективнее идёт заучивание стих-ия в паре. . Например: как мы учим стихотворение „Wir lieben unsere Schule“

Один из учащихся в паре читает и предлагает воспроизвести следующие две строчки:

•Wir lieben unsere Schule

Wir lernen fleißig hier

Второй воспроизводит эти строки под контролем первого ученика. Одновременно уточняет знание перевода.

Затем первый читает ещё две строчки:

* Wir machen sie auch sauber

Denn Schule – das sind wir!

Второй воспроизводит. Если возникают затруднения, то первый оказывает необходимую помощь. Если партнёр лучше запоминает зрительно, текст открывается и второй ученик сначала читает, а потом по памяти восстанавливает изучаемый текст.

Первый ученик читает вслух первое четверостишье полностью. Если второй ученик затрудняется его воспроизвести, то текст открывается, читает вслух второй ученик и старается его воспроизвести. Если эта цель достигнута, то второй предлагает:


    • Попробуй сразу прочесть первое четверостишье по памяти. Пока я учил, ты должен был всё запомнить.

Если первый ученик не запомнил, то ему оказывается умеренная помощь.

Как только оба ученика выучили первое четверостишье, они переходят ко второму, но роли при этом меняются: второй ученик управляет процессом учения первого.



13 слайд. Тренировка – упражнения, служащие для совершенствования навыков и умений

За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж.

В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мыслей напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами (карточки). Например: работа с лексикой


      • Один ученик берет 1-ую карточку, а другой - 2-ую. Пользу­ясь этими карточками, ученики предлагают задания друг другу, инициируя напарника совершать действия по закреплению лексики. Техника очень проста, детьми она мгновенно схватывается:

1. Первый ученик говорит первое слово в своей карточки, а второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке - сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второе слово. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз на него ответить. Если напарник ошибается не­сколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему слову:

2. Когда первый продиктует все слова из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик называет слова своей карточки, а первый отвечает. Когда все слова продиктованы, пара распадается.

Взаимотренаж можно использовать для закрепления все­возможного материала. Я часто использую как «пятиминутки» в начале урока.
14 слайд. Проверка – подвергнуть испытанию для выявления знаний учащихся.

Когда важно за счет закрепления получить не автома­тизированные действия, а сформировать осознанные уме­ния, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как про­верка. Она может быть взаимной или односторонней.

При проверке в паре различаются две позиции: прове­ряющего и проверяемого.

Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью об­наружения и исправления ошибок.

В отличие от тренажа, проверка направлена не на ответ.

Предмет проверки - содержание действий по выполнению задания, вопроса:

связка между логикой, ходом мысли по решению задания и ответом.

Как строится работа в паре?

Один обучающийся по па­мяти восстанавливает другому весь процесс выполнения ка­кой-либо самостоятельно выполненного упражнения (возможно, он это будет делать письменно) либо дает ответы на некоторые вопросы. Его напарник следит за изло­жением, за каждым действием, каждым ходом; если необ­ходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново ответить.

Отметим два достоинства такой проверки.


      • Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий уче­ник часто сам обнаруживает ошибки.

      • Во-вторых, провер­ка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обна­ружена, то здесь же и исправляется.

Для этого я использую дидактический материал (карточки). Тесты, Практические работы, Контрольные работы, взаимодиктанты, лексика, грамматика.

Я описала только незначительную часть видов работ и упражнений, которые могут выполняться при изучении ино­странного языка. Опыт показывает, что приемы обучения в парной работе аналогичны приемам индивидуальной самостоятельной работы, они разнообразны и их неограниченное множество. Разумеется, каждый прием, который применяется в индивидуально-обособленной работе, должен быть методически переосмыслен и приспособлен к эффективному использованию в паре. Такое использование может быть эффективным при условии, что парная работа не приводит к отказу от самостоятельности участников этой пары и в то время каждый выполняет работу не сам по себе, т. е. не зависимо и обособленно от своего партнера, а совместно при активном участии обоих. Поэтому парную работу нередко называют самостоятельной работой в парах.



Конечно, самостоятельная работа в паре имеет и специфику. Ее особенность заключается, прежде всего в том, что это совместная работа двух учеников, что оба участника пары работают не просто рядом и одновременно, за одной партой или за одним столом, а работают друг с другом. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся от начала и до конца их встречи, т.е. совместную работу.






страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru