12+
→ В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания

В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания

страница 1
Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Школьный этап

2014/15 уч. год

9 класс





Задание 1.

Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет»)

(правильный ответ – 1 балл)



В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.

Да - Нет




Растения в пищевой цепи выполняют функцию потребителей.

Да - Нет




Термин «биосфера» был предложен В. И. Вернадским.

Да - Нет




Озоновый слой Земли расположен в ноосфере.

Да - Нет




Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.

Да - Нет





Задание 2.

Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)



«Экология» в переводе с греческого означает:

а) «тепло и свет»;

б) «растения и животные»;

в) «наука о доме, жилище»;

г) «охрана природы».




Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:

а) ареал;

б) экологическая ниша;

в) среда обитания;

г) экологический фактор.




Отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей действие экологического фактора:

а) только избыточное;

б) только недостаточное;

в) среднее;

г) как избыточное, так и недостаточное.




Главным регулятором сезонных реакций для растений и животных служит изменение:

а) количества пищи;

б) влажности воздуха;

в) климата;

г) продолжительности светового дня.




Экологические факторы, которые выходят за пределы критических величин и, несмотря на оптимальное сочетание других факторов, могут вызвать гибель особей, называются:

а) абиотические;

б) биотические;

в) антропогенные;

г) лимитирующие.




Среду обитания составляют:

а) хищники, влияющие на организмы;

б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;

г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.




Паразитом является:

а) жук-навозник; б) вошь; в) мышь серая; г) саранча.





Отношения конкурентного типа в экологии принято обозначать:

а) 0 0;


б) + 0;

в) + +;


г) – –.



В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений:

а) подорожник средний – лютик едкий;

б) черника – голубика;

в) клюква – багульник;

г) василек – сфагнум.




Из перечисленных видов членом агроценоза является:

а) сурепка; б) клюква; в) мох сфагнум; г) дуб.





В луговых экосистемах основную биомассу продуцируют:

а) травы;

б) кустарники;

в) деревья;

г) мхи и лишайники.




Основной компонент экосистемы, создающий органические вещества:

а) растения; б) бактерии; в) грибы; г) животные.





Организмы, потребляющие растительную пищу – это:

а) фитофаги; б) копрофаги; в) зоофаги; г) фотофаги.





Разные организмы в различной степени способны аккумулировать из окружающей среды различные элементы. Например, железобактерии – железо, хвощи, диатомовые водоросли – кремний, клубеньковые бактерии:

а) азот;

б) кальций;

в) кремний;

г) кислород.




Граница биосферы в атмосфере проходит на высоте:

а) птичьего полета;

б) самой высокой горной вершины (Эверест);

в) озонового слоя;

г) полета космических аппаратов.




Человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия его жизни, как:

а) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;

б) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;

в) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения;

г) кислород атмосферы, чистая вода, магнитное поле Земли.




Согласно В. И. Вернадскому, стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на планете, называется:

а) техносфера;

б) антропосфера;

в) ноосфера;

г) социосфера.




Биологическая природа человека проявляется:

а) в использовании орудий труда;

б) в членораздельной речи;

в) в пищевых связях;

г) в подчинении законам общества.




Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:

а) используются как места отдыха людей;

б) служат для получения питьевой воды;

в) используются для водопоя скота;

г) используются для орошения полей.




Учёными обсуждается связь между истончением озонового слоя и ростом:

а) врожденных патологий;

б) сердечно-сосудистых заболеваний;

в) онкологических заболеваний;+

г) отравлений и травм.




Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:

а) агломерация;

б) урбанизация;

в) национализация;

г) эвтрофикация.




Совокупность природоохранительных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей, образует:

а) экологическую этику;

б) экологическую экспертизу;

в) природоохранное законодательство;

г) нравственный экологический кодекс.




Международная конференция ООН по устойчивому развитию в 2012 г. проходила:

а) в Рио-де-Жанейро;

б) в Стокгольме;

в) в Йоханнесбурге;

г) в Москве.




Тип мировоззрения, во главу которого ставятся интересы человека, а необходимость сохранения биосферы рассматривается с точки зрения источника полезных ресурсов называется:

а) экоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) коэволюция;

г) идеализм.




Энергия морских приливов и отливов относится:

а) к климатическим ресурсам;

б) к неисчерпаемым ресурсам;

в) к невозобновимым ресурсам;

г) к исчерпаемым ресурсам.




Существенную роль в возникновении кислотных дождей играет:

а) углекислый газ;

б) метан;

в) сернистый газ;

г) угарный газ.




Разрушая известняк и мрамор, «кислотные дожди» наносят существенный ущерб:

а) памятникам архитектуры;

б) высокогорным ледникам;

в) глубоководным рыбам;

г) космическим спутникам Земли.




Тип ландшафта, распространяющийся в результате антропогенного вмешательства в экосистемы планеты:

а) пустыни, полупустыни;

б) ледники и снежники;

в) тропические леса;

г) степи.




Система долговременных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды и ее отдельных объектов – это:

а) экологическое нормирование;

б) экологический мониторинг;

в) экологическая экспертиза;

г) экологическое прогнозирование.




Результатом неконтролируемого распространения с других территорий стало появление в европейской части нашей страны:

а) элодеи канадской;

б) лютика едкого;

в) ряски трехдольной;

г) пижмы обыкновенной.



Задание 3.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
42. Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере;

б) в реках. Морях и океанах;

в) в земной коре;

г) в почве.
Задание 4.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
43. Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что:

а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания;

б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;

в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб;



г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru