12+
→ В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная

В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная

страница 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куединская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»










«Утверждаю»
Директор школы

______________/Л.В.Дмитриева /


Приказ № ___от ________2013г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

(с подробным календарно-тематическим планированием)


9 класс

Педагог-реализатор:



Сафина А.Н.,

учитель русского языка и литературы

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году.

Предмет «Русский язык» в учебном плане МБОУ «Куединская СОШ №1 – БШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 час.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:



воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Содержание тем учебного курса



Наименование темы, её содержание

Количество часов

1

Международное значение русского языка

1 ч

2

Повторение изученного в 5- 8 классах

Фонетика. Графика. Орфография.

Лексика и фразеология. Орфография.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфология Орфография.

Синтаксис словосочетания и простого предложения .Пунктуация.

II. Развитие речи. Текст, типы теста, способы и средства связи в тексте. Стиль текста. Сжатый пересказ исходного текста.

5 ч + 2 ч

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Культура речи.

Основные виды сложных предложений .Союзные сложные предложения.

Способы сжатого изложения связного текста






Сложносочинённые предложения

Сложносочинённые предложения и его особенности.

Сложносочинённые предложения по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные прдложения.

Развитие речи. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

4ч+2ч





Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение и его особенности.

Строение сложноподчинённого предложения (Главное и придаточное предложения). Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

17ч+4ч




Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частям бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.






Сложные предложения с различными видами связи

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

5ч+2ч




Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и её разделы, видные учёные- русисты, исследовавшие русский язык.






Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно- критической статьи.

13ч+1ч

ИТОГО

68 часов


Учебно-тематический план
Преподавание предмета ведется по учебнику «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко - М., Просвещение, 2010.

Тематическое планирование рассчитано на 34 учебные недели, на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.






Кол-во часов по программе

Проведено фактически

Уроков

Контрольных срезов

Уроков

Контрольных срезов

I четверть

16

4







II четверть

16

7







III четверть

20

8







IV четверть

16

4







ВСЕГО

68

23






Контроль знаний учащихся планируется провести в следующих формах:



Вид контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ИТОГО

Тест

2

2

3

2

9

Контрольная работа

1

2

1

1

5

Творческая работа

1

3

4

1

9



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Промежуточный контроль

(вид контроля)



Дата

по плану

проведено фактически

уроки

развитие речи

контрольные работы

I четверть (16 часов)

1

Международное значение русского языка

1




1










5.09

2

Повторение изученного в 5 - 8 классах.






















2.1.

Фонетика.

1




1










7.09

2.2.

Лексика и фразеология.

1




1










12.09

2.3.

Морфемика и словообразование.

1




1










14.09

2.4.

Морфология.

1




1










19.09

2.5.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1




1










21.09

2.6.

Контрольная работа.

1










1




25.09

2.7.

Работа над ошибками.

1




1










28.09

2.8.

Текст1

1




1










3.10

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Культура речи.
















тест




3.1.

Основные виды сложных предложений.

1




1










5.10

3.2.

Способы сжатого изложения содержания текста.

1







1







10.10

4

Сложносочиненные предложения.






















4.1.

4.2.


Основные группы сложносочинённых предложений.

2




2










12.10

17.10


4.3.

- 4.6.


Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

3




3







тест

19,24, 26.10

2 четверть (16 часов)

4.7.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

2




2










7,9.11

4.8.

Контрольная работа.

1










1




14.11

4.9.

Работа над ошибками.

1




1










16.11

4.10.

Рецензия (творческая работа)

1







1







21.11

5

Сложноподчинённые предложения






















5.1.

Строение сложноподчинённого предложения и знаки препинания в нём.

1




1










23.11

5.2.

5.3.


Изложение

2







2







28,30.11

5.4.


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1




1










5.12

5.5.


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1




1







тест

7.12

5.6.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени.

1




1







тест

12.12

5.7.

Придаточные предложения места и времени.

1




1










14.12

5.8.

Контрольная работа.

1










1




19.12

5.9.


Анализ результатов. Работа над ошибками.

1




1










21.12

5.10.

5.11.


Резерв на I полугодие

2




2













3 четверть (20 часов)

5.12.

Придаточные предложения условия и причины.

1




1










11.01

5.13.

Сочинение-рассуждение.

1







1







16.01

5.14.

Придаточные предложения цели и сравнения.

1




1










18.01

5.15.

Придаточные предложения уступки и следствия.

1




1










23.01

5.16.

Придаточные предложения присоединительные

1




1










25.01

5.17.

Деловые бумаги.

1




1










30.01.

5.18.

5.19.


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

2




2







тест

1.02.

6.02.


5.20.

Контрольная работа.

1










1




8.02.

6

Бессоюзные сложные предложения.






















6.1

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1




1










13.02.

6.2.

6.3.


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2




2










15.02.

20.02.


6.4. 6.5.

Изложение

2







2







22.02.

27.02.


6.6. 6.7.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

2




2







тест

1.03.

6.03.


6.8.

Реферат.

1







1







13.03.

7

Сложные предложения с различными видами связи.






















7.1.

7.2.


7.3.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

3




3







тест

15.03.

20.03.


22.03

4 четверть (18 часов)

7.4.

Конспект.

1




1










3.04.

7.5.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

1




1










5.04.

7.6.

Тест.

1













тест

10.04.

8

Общие сведения о языке






















8.1

Роль языка в жизни общества.

1




1










12.04.

8.2.

Язык как исторически развивающееся явление.

1




1










17.04.

8.3.

8.4.


Русский литературный язык и его стили.

2




2










22.04.

24.04.


9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.






















9.1.

Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.

1




1










29.04.

9.2.

Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография.

1




1










31.04.

9.3.

Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография.

1




1







тест

2.05.

9.4.

Повторение. Морфология. Орфография.

1




1










4.05.

9.5.

9.6.


Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.

2




2










8..05.

10.05.


9.7.

Контрольная работа.

1










1




15.05.

9.8.

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

1




1










17.05.

9.9.

Повторение. Текст. Признаки текста. Типы речи. Стили речи.

1







1







22.05.




Итого:

68




54

9

5

9




Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен



знать

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;



уметь

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;



говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, - находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Контроль уровня обученности по русскому языку учащихся 9Б класса




Учебная тема

Объект контроля

Вид контроля




1

Обобщающее повторение сведений по синтаксису и пунктуации

Пунктуационные навыки

Тест, контрольная работа




2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знание синтаксических норм, применение их на практике.

Тест, контрольная работа




3

Способы сжатия содержания текста.

Развитие речи.

Изложение (5)




4

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

Пунктуационные навыки

Тест




5

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными.

Пунктуационные навыки

Тест, контрольная работа




6

Сочинение-рассуждение

Знание особенностей типов речи, применение знаний на практике. Развитие речи.

Сочинение.




7

Рецензия.

Знание особенностей жанра рецензии. Развитие речи.

Сочинение-рецензия.




8

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Пунктуационные навыки

Тест, контрольная работа




9

Бессоюзные сложные предложения

Пунктуационные навыки

Тест




10

Сложные предложения с разными видами связи.

Пунктуационные навыки

Тест




11

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Пунктуационные навыки

Тест




12

Повторение и систематизация знаний и умений по орфографии и пунктуации.

Орфографические и пунктуационные навыки.

Тест, контрольная работа




13

Текст, типы текста, средства связи в тексте.

Практическое применение знаний о тексте.

Творческая работа




14

Реферат

Знание особенностей реферата

Творческая работа


























Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.


  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». - М., Просвещение, 2010.

  2. Трошева Т.Б., Данилевская Н.В. «Тесты по русскому языку. Орфография, пунктуация, речевые нормы» - Пермь, ПГУ, 2006



страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru