12+
→ В подростковом возрасте

В подростковом возрасте

страница 1


Все о психологии подростков

Основные поведенческие реакции, характерные и типичные

в подростковом возрасте.





  1. Реакция эмансипации, или уход из-под опеки взрослых

  • доминирующей идеей всех отношений со взрослыми становится доказательство личной значимости и свободы;

  • проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших;

  • может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности.

  • развертывается под действием социально-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку).




  1. Реакция группирования со сверстниками

  • характеризуется смещением авторитетов от семьи к подростковой компании, законы группы становятся основными.

    • Войдя в ту или иную группу, подросток стремится придерживаться ее правил поведения.




  1. Реакция увлечённости, западания – «хобби-реакция»

  1. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу, а также с желанием что-то изобретать или конструировать.

  2. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки, с желанием развиться в определенном физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т. п.

  3. Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других

  4. Накопительские увлечения — это прежде всего коллекционирование во всех его видах; можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ; сочетается с особой тщательностью и аккуратностью.

  5. Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения

  6. Азартные увлечения — картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т. п.

  7. Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться.

Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений.


  1. Реакция, основанная на сексуальном влечении

  • Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности и встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий


Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте.

Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но это реакция также наблюдалась у инфантильных подростков, когда их насильно от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченном виде, проявлялась при крутой ломке стереотипа жизни.

Реакция оппозиции1 может быть чрезмерным претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях. У подростка эту реакцию может вызвать появление в семьи отчима или мачехи. Реакция оппозиции у подростков может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые проявляется. Последнее обычно случается на фоне формирования характера подростка. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным, семьи, но и воспитателям, школе.

Проявление реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов из дому до краж и попыток к самоубийству – чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться, либо привлечь к себе внимание. Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное внимание подростками может быть вызывающее поведение в общественных местах и т.п. все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей – иначе я пропаду!»



Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее – герои книг и кино.

У подростков для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры. Пример для подражания подросток обычно выбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере – какому-либо известному актеру кино или эстрады.

Причиной серьезных нарушений поведения может служить антисоциальный «герой». Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного «преступника-супермена» в американском кино, телевидении, бестселлера способствовал росту в США преступности малолетних…

Отрицательная имитация отмечена у подростков относительно редко. Речь идет не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца.

Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции – здесь нет, ни стремлении привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации



Реакция компенсации – желание свою слабость и неустойчивость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудностями в учебе могут компенсироваться смелым поведением, предводительство в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой, йогой и поступает в клуб моржей.

ПОВЕДЕНИЕ: Отклонение от норм развития.
В число “трудных” обычно попадают не “худшие”, а особенно чувствительные и легко ранимые. Они “сходят с рельсов” под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда вывод: “трудный” ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
4 основных причины серьезных нарушений поведения детей:
1 - борьба за внимание- потребность в тепле и внимании родителей - у родителя возникает раздражение - необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему.
2 - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки –потребность в признании личности - у родителя возникает гнев - следует изменить свой контроль за делами ребенка и вспомнить о том, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: “Позвольте же мне, наконец, жить своим умом”.
3 - желание отомстить - чувство справедливости - ответное чувство у родителя – обида - нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.
4 - потеря веры в собственный успех - желание успеха - у родителя возникает чувство безнадежности, а порой и отчаяния - стоит “сбросить на ноль” свои ожидания и претензии, организовать с ребенком совместную деятельность, ведь сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в адрес ребёнка никакой критики и искать способ поощрить его, даже самый маленький успех. Стоит попытаться сделать и учителей вашими союзниками.
Всякое серьезное нарушение поведения подростка - это сигнал о помощи!
Переживания родителей - зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Задача родителя - перестать реагировать на непослушания прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
НО важно знать: при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.

Аффективные поведенческие подростковые реакции



Аффективные поведенческие реакции - это наиболее распространенные ответы подростков на кризисную ситуацию или психологическую травму. Привлечение внимания к себе – взрослых.

Вид реакции


Причинение вреда себе «пусть мне будет хуже»

Агрессия, направленная на окружающих «Я им покажу»

Безрассудное бегство из ситуации «голова под крыло»

Демонстративное поведение «смотрите все»

Если данная ситуация не находит разрешения то реакции приобретают устойчивую форму и могут преобразовываться в стереотипы поведения и черты характера.




Истоки проблемности подростков.
Можно выделить несколько сфер, в которых подростки испытывают наибольшие сложности, а их нерешённость чаще всего приводит к тому, что подросток из проблемного превращается в «трудного».
1. Поведенческая сфера:

  • Избегание решения проблем в общении

  • Нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на трудности

  • Высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей

  • Склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное и неуверенное поведение

  • Проявление социофобий и ориентация на слишком жёсткие нормы и требования

  • Перфекционизм – стремление сделать всё на «отлично»

  • Нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие обрести подростку устойчивость.


2. Аффективная сфера:

  • Эмоциональная лабильность

  • Низкая стрессоустойчивость и быстрое возникновение тревоги и депрессии

  • Сниженная и нестабильная самооценка

  • Преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к ещё более низкой самооценке

  • Неприятие «обратных связей», что способствует закрытости личности подростка


3. Мотивационно - потребностная сфера:

  • Блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, во временной перспективе


4. Когнитивная сфера:

  • «Аффективная логика»

  • Долженствование

  • Сверхожидания от других

  • «Эмоциональные блоки» (мальчики не плачут)

  • Эскапизм – избегание проблем и трудностей

  • «Селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста

  • «Сверхраспространённость» - построение глобального вывода, построенного на одном факте

  • «Абстрактное мышление» - проживание опыта в 2 противоположных категориях: «всё или ничего!»

«Произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии аргументов в его поддержку

Подготовила психолог Коваль Н.А.

1 Обозначение её как «реакция протеста» неточно: протестом является реакция отказа, и реакция оппозиции.


страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru