12+
→ Урок это форма организации обучения, живая и гармоничная частица

Урок это форма организации обучения, живая и гармоничная частица

страница 1
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

Шелашникова Н.Б.-

учитель истории и обществознания

МОУ Чёрновской СОШ муниципального района Волжский Самарской области
Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Это показатель производительности труда учителя и учащихся. Функция педагога не сводится к информативно – иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении обучения учащихся, где всё пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества. Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Важно обратить внимание учеников на раскрытие фактов из личной жизни конкретного человека в контексте эпохи, его вклада в развитие цивилизационного процесса.

Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.



1938 год 1943 год 1916 год

( Фотографии из работ учащихся)

Важное значение имеют разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки и т.п.

«… Началась Великая Отечественная война. Каляма призвали на фронт в пехотные войска. После тяжелых боев с фашистами Калям забавлял товарищей игрой на курае и пением. На войне он получил многочисленные ранения, но дошёл до Берлина. Калям награжден медалями и орденами.»



Удостоверение участника войны (Из работы учащейся)



( Документы из работ учащихся)

Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Фотографии могут навести ребят на какой-нибудь сюжет или заставят близких вспомнить эпизоды, связанные с этими фотографиями. Они могут много рассказать о героях исследований и об обстановке, которая их окружала.

.

«…С 15-ти лет прабабушка работала на Уральском машиностроительном заводе, а с 1951 по1954 гг. служила в советской зоне на территории Германии….»

Собирая сведения, фотографии, реликвии и воспоминания старших членов семьи учащиеся не только проявляют интерес к истории, преданиям своей семьи, но стараются разобраться с родственными связями. Эта работа даёт уникальную возможность участникам познакомиться с основами генеалогии и правилами составления родословной.

Знание родословной, занятий и быта, традиций и обычаев предков нужно для лучшего понимания прошлого, настоящего и будущего, это помогает ощущать себя маленькой частицей своего народа и обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой – то след в истории поколений, передавать свои знания детям и внукам. Поэтому, узнавая подробно судьбу близких людей, учащиеся лучше познают историю страны.





(Из работы учащейся)

Четкой организации разнообразной деятельности учащихся способствует использование научно – исследовательской работы, что позволяет сделать ведение учебных предметов более занимательными и полезными и способствует поддержанию интереса к учёбе.

Овладевая культурой исследования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Собираются и записываются биографические данные. Из воспоминаний близких учащиеся получают сведения о жизни и поступках старших членов семьи, которые сохранились в их памяти.

"… Стоял март месяц. На окраине села был овраг. Однажды мы услышали ревущий гул машин. Это три машины - душегубки забуксовали недалеко от оврага. Долгое время они не могли выехать. Мы тайком из окон наблюдали за картиной, от которой пришли в ужас. Из машин выбегали люди в белом нательном белье и бежали к оврагу. "Одна белая людская полоса" - автоматная очередь. Потом следующая "белая людская полоса" - опять автоматная очередь. И так несколько раз… Вскоре после этого машины смогли выехать. Узнав о случившемся, со всех окраин сюда спешили люди, чтобы найти своих близких. Оставшихся расстрелянных людей односельчане захоронили в одной братской могиле. После войны там воздвигли памятник, у подножия которого всегда цветы…" (Из работы учащейся)

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Активно идет разработка различных вариантов использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий в обучении истории. При этом урок продолжает играть роль основного связующего звена в интеграции различных организационных форм учебной деятельности, в том числе и для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении истории. В целом сохраняя присущие ему признаки, современный урок истории представляет собой постоянно развивающуюся форму, становится результатом творчества учителя и самих учащихся.

Современные тенденции исторического образования школьников определяются существенным расширением информационного поля, множественностью систем интерпретации и оценок прошлого, смещением цели исторического образования к обучению способам обработки, анализа и критики исторической информации. Главное состоит в том, чтобы развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя должен способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся, их морально-нравственного облика, развитию исторического мышления молодого поколения. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, в сфере политики, экономики, культуры. Активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается уровень учебной мотивации, создаются такие ситуации, которые требуют от учащихся самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения. Данный подход также повышает воспитательную значимость полученных знаний, пробуждая чувства чести, благородства, любви и сострадания к людям, готовности к защите Отечества. Собирая и обрабатывая материалы, ребята осваивают информационные технологии. Работая над родословной, ребята находят интересный материал для исследовательских работ, с которыми принимают участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах.



Роль человека благородна и вечна – любить и хранить свой большой дом, свою родную землю, хранить и строить её для всех тех, кто войдёт в этот дом после нас. Время подобно течению реки. Бежит, струится вода, и в этом неукротимом, животворном беге – своя история с её далёким прошлым и сегодняшним днём. А каким станет будущее, зависит от нас и наших учеников.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru