12+
→ Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в

Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в

страница 1
Способы общения

и методы педагогического воздействия на ребенка в семье
(поддержка к слайдам презентации «Способы общения»)
Слайд 1. Способы общения.

Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому - к детям. Поэтому можно с уверенностью сказать, что методы воспитания - самая волнующая для родителей проблема. Мы поговорим сегодня о способах общения и методах педагогического воздействия на ребенка в семье.


Слайд 2. Основной вопрос метода воспитания.

  • Как преодолеть лень школьника?

  • Как заставить сына слушаться ро­дителей?

  • Как бороться с грубостью детей?

  • Как воспитывать чувство ответственности?

  • Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности?

  • Как сделать ребенка честным и принципиальным?

  • Как развить охоту к учению?

  • Как добиться целеустремленности и настойчивости?

Преодолеть... заставить... до­биться... приучить... воспитать... Как?

Вопрос, как именно можно и как должно быть все это сделано, и есть вопрос метода воспитания.


Слайд 3. Способы общения.

В распоряжении родителей множество средств воспитания, среди них такие, как:



  • воздействие воспитывающим словом,

  • убеждение,

  • организация жизни и деятельности детей,

  • создание воспитывающей ситуации,

  • одобрение и осуждение.

Каковы пути, правила применения каждого из них?
Слайд 4. Слово.

Слово — тончайший инструмент человеческого общения. Как заставить его служить искусству воспитания? Воспитание - это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее - суровое и холодное, то поощрительное - ласковое и подбадривающее, то ироническое - насмешливое, саркастическое, — оно обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем.


Слайд 5. Слово.

Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша легкая ирония по поводу трудно завоеванной четверки неожиданно для нас убивает и радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато какой затаенной радостью и гордостью светятся его глаза после нашего спокойно одобрительного замечания. «О, это еще только начало! Вот увидите, что я могу!» - подумает ребенок после вашей похвалы.
Слайд 6. Слово.

Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передается иногда из поколения в поколение. Но не всегда, к сожалению, мы умеем использовать богатейшие возможности слова как орудия воспитания.

Дело здесь не только в извест­ном сопротивлении подростка вся­ким явным попыткам воспитывать его, но в умении родите­лей сделать незаметной воспита­тельную цель беседы. Не всегда мы умеем беседовать с детьми так, чтобы заставить задуматься, по­смотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей.

Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому спе­циальному разговору с детьми. Прежде чем начинать разговор, по­думайте, что конкретно вы скажете сыну или дочери. Значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон: спокойный, доброжела­тельный или с долей иронии; будете вы требовать или советовать; когда вы хотите говорить - сразу после поступка или намеренно отложите несколько беседу; как собираетесь вы беседо­вать — наедине или в присутствии товарищей, членов семьи; спе­циально организуете беседу («Сего­дня мне нужно серьезно поговорить с тобой») или воспользуетесь под­ходящим случаем, как бы, между прочим. А возможно, подумав, вы вообще решите пока воздержаться от какого бы то ни было разговора - посмотрите, как будет дальше вести себя ребенок.

Пример. ...Ученик скрыл от роди­телей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается расстроенный его отец. Раздосадованный неожидан­ными неприятностями, он, невзирая на поздний час — сын уже ложится спать, — зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить свой гнев на виновника переживаний. На подростка обрушиваются упреки в жестокой неблагодарности и угро­зы, что ко дню рождения он не получит уже обещанных, долго­жданных музыкальных колонок. К разговору прислушивается младший сын, кото­рому тоже пора спать.

«Завтра же извинись перед учи­телями, обещай, что больше не бу­дешь», - категорически заканчи­вает отец. «Не буду я извиняться перед ними, и не надо мне ваших музыкальных колонок!» — со слезами в голосе кричит сын. «Не будешь — значит, будешь стоять у меня в углу», — повышает тон отец. «Ну и постою, мне все равно!»

Если эту сцену положить, по выражению Макаренко, «под микро­скоп», сколько педагогических оши­бок обнаружится! Уставшего за день подростка подняли с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка. А подумал отец, какое впечатление этот разговор произвел на младшего сына и нужно ли было малышу слу­шать его?

И, наконец, традиционное требо­вание просить извинения и обещать исправиться ... Не делайте из ребят клятвопреступников, не принуждайте к обещаниям испра­виться, — это совсем непросто — исправиться, и, обещая это, ребята уже сейчас не уверены, что сдер­жат слово. И мы тем самым неволь­но воспитываем лжецов. Такая беседа не ликвидирует конфликт, а создает почву для нового.

Воз­можно, отцу удалось заставить из­менить поведение, но только под страхом наказания. Цель же воспи­тательного воздействия другая - добиться осознания аморальности своего поступка, такого отношения к нему, которое исключало бы по­добные действия.


Слайд 7. Убеждение.

«Моральность мотивов поведения не должна заслоняться ощущением страха», — говорил замечательный русский физиолог И. М. Сеченов. Конкретизацию этого требования мы видим на следующем примере. Запрещая что-либо детям, надо не угрозами наказания подкреплять это, а социально-нравственными доводами. «Если ребенок хочет сорвать цветы в общественном месте, не следует ему говорить: «Не делай этого... тебя оштрафуют». А лучше сказать: «Подумай... если все гуляющие здесь люди захотят сорвать цветок... вскоре не останется ни одного цветочка, который мог бы радовать наш глаз».

Конечный результат воспитания проявляется, прежде всего, в поведе­нии, поступках, деятельности чело­века. Этим же измеряется и уровень его воспитанности.

И чтобы то, чему мы, беседуя, учим детей, к чему призываем, реализовалось в их по­вседневной жизни, учении, отноше­нии к людям, нужна «соответствую­щая гимнастика поведения».


Слайд 8. Организация жизни и деятельности детей.

Вы хотите, чтобы сын рос добрым, отзывчивым, внимательным к людям, хорошим товарищем?

Пусть еще совсем маленьким он уже знает, что лакомством надо поделиться со всеми, папой, сестрой, товарищем; что игрушка должна перестать гудеть, не потому, что его, Вову, накажут за это, а потому, что мама прилегла после работы, а сестра делает уроки. А придет папа, и они вместе сочинят письмо бабушке - скоро 8 Марта - и пойдут отправить его. Папа высоко поднимает Вову, чтобы он достал до почтового ящика и сам опустил в него письмо. Получит бабушка письмо, прочитает и обрадуется, не забыли ее сын и внучек.

И не протестуйте, а одобряйте, если захочет он, уже школьник, отдать товарищу, заболевшему или сильно огорченному чем-то люби­мую вещь, книжку, диски. И уди­витесь, если услышите от него: «Мишка? А он уже давно не ходит в школу, заболел, может, или еще что». - «Как же так? Ведь это товарищ твой, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нем вспомнит, навестит, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него теле­фон? Давай позвоним ему».
Слайд 9. Организация жизни и деятельности детей.

Вам не нравится, что дочь может пообещать что-то и не сделать или сделать поздно и небрежно, хотя и не отказывается от работы. Обсуди­те с ней самой круг ее обязанно­стей, для начала небольшой, но с условием, что они будут выполнять­ся в точно установленные дни и ча­сы - ни на минуту позже. Пусть ваши требования будут, таким образом, максималистскими — объясни­те ей, что иначе вам легче сделать это самой.

Отметим: когда речь идет о приучении неорганизованных ре­бят к точности, им проще, как это ни парадоксально, выполнять неиз­менно строгие, категорические усло­вия.

Дело в том, что вначале у таких детей возникает обычно стремление оттянуть начало работы «ну хоть на пять минут». Ну а там, где пять - там и десять, и полчаса. Твердые, точные сроки сразу дисциплини­руют ребят. Кстати, режим дня, этот необходимый организационный мо­мент жизни и деятельности детей, всегда должен устанавливаться со­вместно с ними.

И затем с первого же дня - спокойный и серьез­ный контроль и оценка точности сроков и качества работы с обяза­тельным вниманием к каждому успеху, отмечая каждый «шаг впе­ред». Естественно, контроль должен быть ослаблен, когда ребенок на­учится вовремя и как следует выпол­нять порученные задания.
Слайд 10. Создание воспитывающей ситуации.

Хорошо известно большое значение игры в приучении малышей к труду, которые так любят помогать — постирать, подмести, помыть посуду. Но напомним: ребятам нередко отказывают в этом («самим проще сделать»), отказывают потому, что пока от детей еще никакой помощи не ждут.



Целенаправленное влияние воспитателя лучше осуществлять не через прямое, открытое воздействие на воспитанника, а косвенно — посредством специально организованной воспитывающей ситуации.

Про­стой пример. …Девочка недостаточно аккуратна - руки всегда вымазаны, портфель расстегнут. Когда Люся со­ветовалась с отцом, что бы подарить маме ко дню рождения, он принес ей кусок белого атласа и яркие нитки. «Вышей маме наволочку на диванную подушечку, она любит та­кие сюрпризы. Только знаешь, нитки линяют, стирать не рекомендуется, постарай­ся, чтоб не выпачкался материал в работе». Пришлось дочери каждый раз старательно мыть руки перед тем, как начать вышивать. А наво­лочка была большая, и Люся долго трудилась, привыкая к опрятности и тщательности в работе.

Своеобразие метода воспиты­вающей ситуации в том, что лич­ность воспитателя, его роль в орга­низации воспитывающих обстоя­тельств здесь как бы замаскирова­ны. Это снимает у ребенка ощу­щение, что его «воспитывают», что часто бывает совершенно необходи­мо. Известно, что подростки болезненно, а то и нетерпимо относятся к попыткам взрослого человека на­вязать им свое мнение, склонить к каким-то поступкам, поведению. Существует даже такое понятие в педагогике - сопротивление лич­ности воспитанию.
Слайд 11. Поощрение и наказание.

Теперь поговорим о поощрении и наказании. Их часто называют дополнительными, второстепенными воспитательными средствами.

С такой трактовкой можно согласиться лишь по отношению к наказанию, и то, когда речь идет о наказаниях в самом узком смысле слова (запрещение пойти с товарищем куда-либо, смотреть телевизионную передачу, предложение выполнить какую-то дополнительную работу и т. п.).

Проявление же холодности, некоторое недоверие к ребенку, временное отдаление от него или замечание, сопровождаемое кратким объяснением отрицательной сути поступка, выраженное доброжелательно, без раздражения и других ненужных эмоций, часто бывает необходимо (если только оно не становится главным в стиле общения родителей с детьми).

Если же говорить о наказании в буквальном смысле слова, это дей­ствительно нежелательный элемент воспитательного процесса. Мера эта связана все-таки с переживаниями ребенка, с дополнительной нагруз­кой на нервную систему.

Наказание может иметь место при условии уверенности родителя, что другое воздействие здесь эффекта не даст. Родители должны быть убеждены, что ребенок совер­шил проступок намеренно, осознан­но, понимая, что делать этого нель­зя. В наказании недопустимы ка­кие бы то ни было элементы грубо­сти, тем более оскорбления. Распо­ряжение о наказании должно отда­ваться без крика и раздражения, наказание не должно быть частым, становиться повседневностью; без крайней необходимости не стоит напоминать о проступке, тем более делиться огорчениями, которые он доставил родителям, с посторонни­ми людьми, пусть даже близкими; ребенок должен чувствовать себя в семье защищенным.

Очень важно, чтобы родители отдавали себе отчет в целенаправ­ленности каждого своего замеча­ния, запрещения, наказания. Цель наказания — не столько кара за про­ступок, не страх, который преду­преждает повторение его, а созна­ние вины ребенком. Но для этого нужно, чтобы он понимал справед­ливость наказания.
Слайд 12. Поощрение и наказание.

Если мы хотим видеть нравственный, интеллектуальный, духовный рост человека — как же не поощрять ребенка за покорение каждой, пусть не самой большой, вершины? Как не отметить добрым вниманием, разделенной с ним радостью новую завоеванную ступеньку! «Уже маленькая победа над собой делает человека много сильней» (М. Горький).



Одобрение, поощрение - мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать еще лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.

Одобрение, похвала вызы­вают чувство удовлетворения вы­полненным долгом, воспитывают чувство собственного достоинства, ответственность, дарят радость и ре­бенку, и родителям, содействуют созданию хорошей, приятной атмо­сферы в семье.

Однако было бы ошибкой счи­тать, что мажорность поощрения обеспечивает легкость его примене­ния в воспитательном процессе. Естественно, в определенной степе­ни оно проще иных воспитатель­ных средств уже потому, что не воспринимает­ся как нечто навязанное, ненужное, неприятное, не вызывает сопротив­ления тех, кому адресовано. Но здесь тоже есть свои тонкости и трудности, правила и условия эф­фективности.

Эти условия основаны на том, чтобы обеспечить,



  • во-пер­вых, заслуженное поощрение и,

  • во-вторых, добиться, чтобы одобрение одного ребенка воспитывало дру­гого - его брата, товарища, а в школе — весь коллектив класса.

Отсюда прави­ло: поощрять надо за то, во что вложены труд, старание, когда мы видим ответственное отношение к делу, пусть это даже не дает пока заметных результатов, например даже хороших, не только отличных, отметок.

И напротив, больше сдержанности должно быть в похвалах, когда успехи связаны просто с хорошо развитыми способностями, с отлич­ной памятью, с физической си­лой. Нет, очевидно, смысла хва­лить за то, что является простым выполнением каких-то обязатель­ных правил, требований в жизни семьи и детей.


Слайд 13. Поощрение и наказание.

Поощрения могут быть моральными и материальными. Естественно, следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные; сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.

Желательно, чтобы поощрения в семье были разнообразными. Одобрительный взгляд, ласковое прикосновение, похвала, одобрение поступка, подарок, совместная поездка и так далее. Их может быть очень много — и хороших слов, и приобщения к мечтам детей, — простых знаков вашего внимания, вашего удовлетворения и радости за них.

Сколько добрых чувств рождает в сердце ребенка такое нравственное отношение к нему. И жаль, что в сутолоке буден мы нередко упускаем эти прекрасные возможности истинно гуманного воспитания.
Слайд 14. Заключение.

Все названные методы в практике воспитания редко применяются изолированно друг от друга.

Методы воспитания реализуются в практике жизни через самые разнообразные приемы. И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее их воспитательное воздействие.

На выбор и характер воспитательных средств влияют уровень воспитанности ребенка и окружающая его среда.

В каждом воспитательном процессе обязательно проявляется индивидуальность воспитателя — ваш характер, культура, воля, жизненный опыт.

И, наконец, идеалом всех методов воспитания должны быть слова Макаренко: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания».







страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru