12+
→ «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании через игровые

«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании через игровые

страница 1
МКОУ Новонадеждинская СОШ

Структурное подразделение МКДОУ



«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании

через игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях»

(выступление на педагогическом совете)

Воспитатель I квалификационной категории

Конопкина Татьяна Викторовна

п. Новонадеждинский

2012 г.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных Государственных Требований перед педагогами дошкольных учреждений ставится задача – поиск новых альтернативных форм и методов работы с детьми.



Суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. Педагог не просто «падаёт» готовые знания и ответы, а вместе с детьми ищет ответы на вопросы, и делают выводы. Такой деятельностью для дошкольников является и игра. Игровая деятельность проходит через все образовательные области, предусмотренной программой.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которая с успехом применяется в работе с любой возрастной группой. Она может быть использована на любом занятии. Для ребёнка игра является и развлечением, и способом познания окружающего мира, окружающей действительности.

Одной из главных задач в нашей работе является подготовка ребёнка к школьной жизни. И именно через игру он учится общаться с взрослыми, сверстниками, через игру формируется интерес к познанию, учится задавать вопросы и отвечать на них.

Сегодня мы рассмотрим, как сюжетно-ролевые и дидактические игры помогают в решении этой задачи.

Я предлагаю всем посмотреть пример сюжетно-ролевой игры, и в этом нам помогут воспитанники нашего детского сада… (сюжет игры разыгрывают дети).

Игра «Кукла Катя заболела»

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы больного мальчика, врача и медсестры, действовать соответственно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Материал: медицинская сумка, в которой находятся: градусник, трубочка, шпатели, таблеточки; медицинский халат с шапочкой; шарф; два телефона; кукла с кроваткой.

Сюжетно-ролевые игры – именно так взрослые называют любимые развлечения ребёнка, в которых нет предела фантазии. Сюжеты для своих игр малыши берут из нашей жизни, которая представляется ребёнку очень увлекательно и интересной. Почему такие игры так важны в развитии ребёнка? Дело в том, что маленькие дети не проводят четкой границы между реальностью и игрой, поэтому в игре малыш становится реальным участником хоть и выдуманных взаимоотношений окружающей действительности. Таким образом, малыш получает очень важный жизненный опыт, значение которого сложно переоценить.

Естественную потребность ребёнка в сюжетно-ролевой игре сегодня широко используют в различных программах детских садов. Вы не сможете заставить кроху учить правила, делать уроки и слушать объяснения. Единственно возможный способ развивать и обучать малыша – научиться с ним играть, но по вашим правилам. То, какими будут правила игры, во многом зависит от возраста ребёнка. Центральная роль, конечно, принадлежит малышу – он главный герой любой «взрослой» истории.



Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Дидактическая игра, как и любая другая, направлена на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей.

Предназначение дидактических игр – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой; облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно- через игровую деятельность. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.



( Предлагаю присутствующим провести некоторые дидактические игры: «Составь такой же узор», «Чей предмет?», «Запоминаем узор», «Собери цветок», «Что перепутал художник?», «Скажи наоборот», «На что похожи фигуры?»).

С участниками педагогического совета провожу физкультурную минутку «Весёлые человечки».



Таким образом, можно сделать вывод - Основными функциями игры в педагогическом процессе являются: средство общения с ребёнком, средство обучения, средство воспитания, средство изучения ребёнка, средство развития, средство коррекции, средство здоровьесбережение.

По обобщенным данным психолого-педагогической диагностики можно с уверенностью сказать, что у детей посещающих наш детский сад. Процент готовности к школе, успеваемости в школе гораздо выше, чем у детей не посещающих ДОУ.



Системное и комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребёнка к школе. Каждая игровая ситуация общения ребёнка с взрослым и с другими детьми, является «школой сотрудничества», в которой он учится радоваться успеху сверстника и спокойно переносить свои неудачи, регулировать свой поведение, успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Игра становится одним из механизмов регулирования качесва образования в детском саду.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru