12+
→ Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

страница 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 120 минут.

6 класс.
Тест.

1) Основное отличие мифа от сказки состоит:

а) в содержании произведения, в котором объясняются сложные явления природы и происхождение мира и человека.

б) в форме изложения и выразительном исполнении;

в) в использовании поэтических средств.



2) Выражение «Мать сыра земля» содержит

а) эпитет;

б) постоянный эпитет;

в) преувеличение;



3) Предложение из мифа о Солнце: «От жарких поцелуев Ярилиныхразукрасилась Земля» - сдержит:

а) преувеличение

б) метафору;

в) сравнение.



4) Зевса, Юпитера, Тора и Перуна объединяет то, что они:

а) боги грозы и грома;

б) боги плодородия;

в) боги любви.



5) Известно, что Тор ограждает богов и людей от чудовищ. Герой древнегреческой мифологии, который совершал такие же подвиги

а) Прометей;

б) Икар;

в) Геракл.



6) Олимпийские игры были учреждены при содействии

а) Прометея;

б) Геракла;

в) Гермеса.



7) Строки: «И за сердце хватает холод лютый...» и «Ее промчится гений/Опять теплом и жизнию дыша» - объединяет:

а) антонимия;

б) омонимия;

в) синонимия.



8) Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:

а) Сравнение;

б) метафора;

в) аллегория.



9) Адресаты обращения «Вы,рыцари парнасских гор...»:

а) пастухи;

б) поэты;

в) воины.



10) Рассказ - это жанр

а) лирики б)эпоса в) драмы



Анализ стихотворения.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.


Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.


1. Определите стихотворный метр (размер).

2. Определите способ рифмовки.

3. Назовите присутствующие в стихотворении выразительные средства.

4. Проанализируйте композицию стихотворения.

5. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

6. Опишите картинки, которые представляются вам при чтении стихотворения. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?



3. Прочитайте буддийскую притчу.

Некогда жила змея, голова и хвост которой всё время спорили между собой. Голова говорит хвосту: "Меня должно считать старшей!" Хвост отвечает: "Я тоже достоин быть старшим". Голова говорит: "у меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела - вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим". А хвост в ответ: "Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?" Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: "Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим". Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: "Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдёшь первым". Хвост отправился вперёд, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.


Ответьте на следующие вопросы.

1. Какой художественный прием лежит в основе притчи?

2. Определите главную мысль текста и ответьте письменно на вопрос «Чему учит эта притча?»

Ключ. 6 класс

Тест. 10 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

6

а

в

6

а

в

6

б

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.


Анализ стихотворения. 29 б.

1) Ямб с пиррихием. 2 балла.

2) Перекрестная. 1 балл.

3) Метафора, олицетворение, риторическое обращение, антитеза, эпитеты, инверсия. 6 баллов.

4) 5 баллов.

5) 5 баллов.

6) 10 баллов.
Работа с прозаическим текстом.

1) аллегория 1 балл.



2) 10 баллов.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru