12+
→ Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

страница 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 180 минут.

9 класс.
I. Комплексный анализ прозаического текста А. П. Чехова «Студент»

II. Комплексный анализ поэтического текста Е. Баратынского «Разуверение»



Задания № 3:

1. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Баратынский Е.А. в 5 и 6 стихах.

2. Назовите термин, которым в теории литературы обозначаются художественные определения, подобные употребленному Баратынским Е.А. («слепая тоска»).

3. Определите вид рифмовки в 1 и 4 четверостишии.

4. К какой разновидности лирики, воспроизводящей интимные душевные переживания, можно отнести стихотворение «Разуверение»?

5. К какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

6. Указать термин, обозначающий события художественного произведения, расположенные в хронологическом порядке.

7. Определить пропущенное:

«Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Коляска», «...», «Записки сумасшедшего».

8. Определить размер:

9. Какое животное встречается в произведениях Пушкина А.С. «Евгений Онегин», «Цыганы», «Дубровский»?

10. Определить неизвестное:

X — завязка — развитие действия — кульминация - развитие действия –развязка
Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

СТУДЕНТ

А. П. Чехов

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но, когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный, пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. За­пахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели паль­цы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, по­жимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Гроз­ном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их со­держали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глупова­тым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад,— сказал студент, подходя к костру.— Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой,— сказала она.— Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было стран­ное, как у глухонемой.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр,— сказал студент, протягивая к огню руки.— Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось была на двенадцати Евангелиях?

— Была,— ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувст­вуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику,— продолжал он,— Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что на­ходились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его» Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал; «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на ве­чери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-тем­ный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улы­баться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники, возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Сту­дент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим жен­щинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а по­тому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое,— думал он,— связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную де­ревню и на запад, где узкою полосой светилась холод­ная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно но до сего дня и, по-видимому, всегда составляли глав­ное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы,— ему было только двадцать два года,— и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной в полной высокого смысла.



Евгений Баратынский

РАЗУВЕРЕНИЕ

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.


Ключи и критерии оценивания - 9 класс
Анализ прозаического текста

1. Умение выделить тему (3 б.)

- ученик правильно формулирует тему, определяет сопутствующие ей темы и мотивы (3 б);

- ученик определяет темы не выделяя дополнительные темы и мотивы (2 б);

- ученик определяет тему неполно или неточно (1 б);

- ученик не верно определяет тему (0 б).


2. Умение поставить проблему (3 б)

- ученик ставит проблему, выделяет сопутствующие ей вопросы (3 б);

- ученик ставит проблему, но не выделяет сопутствующие ей вопросы (2 б);

- ученик неточно или неполно формулирует проблему (16);

- неверно определяет или совсем не определяет проблему (0 б).
3. Умение определить жанр (3 б)

- ученик определяет жанр и характеризующие его признаки. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет жанр без характеризующих его признаков. Ответ аргументирован (2 б);

- ученик определяет жанр. Ответ не аргументирован (1 б);

- ученик неправильно определяет жанр (0 б).
4. Умение определить конфликт (3 б)

- ученик определяет конфликты и дает им характеристики (3 б);

- ученик определяет конфликты, но не дает характеристики (2 б);

- ученик определяет не все конфликты, определяет неточно (1 б);

- ученик не правильно определяет конфликты (0 б).
5. Умение определять композицию (3 б)

- ученик выделяет в тексте разнообразные виды композиций (3 б);

- ученик определяет в тексте не более 2-х видов композиций (2 б);

- ученик определяет один вид композиций, определяет неточно (16);

- композиция не определена (0 б).
6. Умение анализировать образы персонажей (3 б)

- ученик анализирует все образы персонажей в тексте, выделяя способы их создания (3 б);

- ученик выделяет все образы персонажей в тексте, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно определяет образы персонажей (1 б);

- ученик не может определить образы персонажей (0 б).

7. Умение анализировать пространственно-временные образы (3 б)

- ученик анализирует пространственно-временные образы, указывая способы их создания (3 б);

- ученик анализирует пространственно-временные образы, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно анализирует пространственно-временные образы (1 б);

- ученик не выделяет пространственно-временные образы в тексте (0 б).


8. Умение анализировать образ повествователя (3 б)

- ученик анализирует образ повествователя, указывая способы его создания (3 б);

- ученик анализирует образ повествователя, но не указывает способы его создания (2 б);

- ученик неполно, неточно анализирует образ повествователя (1 б);

- ученик не выделяет образ повествователя (0 б).
9. Умение определить стиль текста (3 б)

- ученик определяет особенности стиля текста. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет стиль текста. Ответ не аргументирован (2 б);

- ученик неточно определяет стиль текста (1 б);

- ученик не определяет стиль (0 б).
10. Умение определить идею текста (3 б)

- ученик определяет идею, учитывая в ответе все проблемные детали (3 б);

- ученик определяет идею в целом без учета деталей (2 б);

- ученик неточно определяет идею (1 б);

- ученик неверно определяет идею (0 б).
Общая сумма баллов – 30

Критерии оценки анализа поэтического текста – 9 кл.


  1. Умение определять тематическое содержание текста (3 б)

- ученик определяет темы и мотивы стихотворения (3 б)

- ученик определяет темы, но не видит мотивов (2 б)

- ученик неполно определяет темы (1 б)

- неверно определяет тему или не может ее определить (0 б)


2. Умение определить способы выражения лирического начала (3 б)

- ученик верно определяет все способы лирического начала (3 б)

- ученик неполно определяет способы выражения лирического начала (2 б)

- ученик допускает одну неточность в определении способ выражения лирического начала (1 б)

- неверно определяет или не определяет способы выражения лирического начала (0 б)
3. Умение определить эмоциональный настрой текста (2 б)

- ученик верно определяет всю эмоциональную гамму текста (2 б)

- ученик выделяет ведущие чувства в тексте (1 б)

- неверно определяет эмоциональный настрой текста (0 б)


4. Умение определить роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик определяет роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик указывает на стиховые особенности, но не определяет их роль в тексте (1 б)

- ученик не различает стиховых особенностей (0 б)



Задание № 3

За каждый верный ответ – 1 балл.


1. Анафора

2. Метафора

3. Перекрестная

4. Любовная

5. Элегия

6. Фабула

7. «Портрет»

8. Амфибрахий



9. Медведь

10. Экспозиция
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru