12+
→ Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

страница 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 180 минут.

10 класс.
I. Комплексный анализ прозаического текста

Ч. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «У-а…..У-а!»


II. Комплексный анализ прозаического текста Ф. И. Тютчев

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное,

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, ушел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием ушел,

Кто душу положил за дру…

И до конца все претерпел.
III. 1. Определить троп: «Нескудеющая сила, нетленная краса»

2. Определите троп: «И увядание земное цветов не тронет неземных».

3. Определите стихотворный размер данного стихотворения.

4. Определите стилистический прием в строках:

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

5. Определите характер рифмы в данном стихотворении.

6. По толкованию определите вид тропа: иносказание, иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности.

7. О каком своем поступке рассуждает Печорин:

«Мне было грустно…..Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»?



  1. о решении отказаться от любви Бэлы;

  2. об участии в дуэли;

  3. о вмешательстве в жизнь контрабандистов;

  4. о своем поведении по отношению к княжне Мери.


8. Вставьте пропущенное имя персонажа, укажите автора и название произведения:

И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат!

Наутро опять жизнь, опять волнения, мечты! Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия.

Или изберет он арену мыслителя, великого художника:

все поклоняется ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет ______!».
9. Назовите автора, произведение и героя по реплике. К кому она обращена?

«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен быть прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет».
10. О ком идет речь в строчках:

«И столбик с куклою чугунной

Под шляпой, с пасмурным челом,

с руками, сжатыми крестом»?



Назовите автора и произведение.
У-а... У-а!

Я проживал тогда в Швейцарии… Я был очень молод, очень самолюбив – и очень одинок. Мне жилось тяжело – и невесело. Еще ничего неизведав, я уже скучал, унывал и злился. Все на земле мне казалось ничтожным и пошлым, – и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль… о самоубийстве. «Докажу… отомщу…» – думалось мне… Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде… а мне казалось, что надо дать этому вина вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд… Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, – туда, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов!

Что я намерен был там делать… я не знал… Быть может, покончить с собою?!

Я отправился.

Шел я долго, сперва по дороге, потом по тропинке, все выше поднимался… все выше.

Я уже давно миновал последние домики, последние деревья… Камни – одни камни кругом, – резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег, – со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился, наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем… Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня – но я воображал себя великим!..

Манфред – да и полно!

– Один! Я один! – повторял я, – один лицом к лицу со смертью! Уж не пора ли? Да пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою! И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук… Я вздрогнул, прислушался… звук повторился… Да это…это крик младенца, грудного ребенка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, – крик младенца?!!

Изумление мое внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости… И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий – и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал еще скорее – и через несколько мгновений увидел низкую хижинку.

Сложенные из камней, с придавленными плоскими крышами, такие хижины служат по целым неделям убежищем для альпийских пастухов.

Я толкнул полураскрытую дверь – и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною…

Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребенка… пастух вероятно ее муж, сидел с нею рядом.

Они оба уставились на меня… но я ничего не мог промолвить… я только улыбался и кивал головою…

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величье, куда вы все делись?..

Младенец продолжал кричать – и я благословлял и его, и мать его, и ее мужа…

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил

Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение.

Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит… Я поехал к нему.

Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе – а дело было летом, – чахлый, скрюченный, с зелеными зонтами над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях…

– Приветствую вас, – промолвил он могильным голосом, – на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»



Ключи и критерии оценивания - 10 класс
Анализ прозаического текста

1. Умение выделить тему (3 б.)

- ученик правильно формулирует тему, определяет сопутствующие ей темы и мотивы (3 б);

- ученик определяет темы не выделяя дополнительные темы и мотивы (2 б);

- ученик определяет тему неполно или неточно (1 б);

- ученик не верно определяет тему (0 б).


2. Умение поставить проблему (3 б)

- ученик ставит проблему, выделяет сопутствующие ей вопросы (3 б);

- ученик ставит проблему, но не выделяет сопутствующие ей вопросы (2 б);

- ученик неточно или неполно формулирует проблему (1 б);

- неверно определяет или совсем не определяет проблему (0 б).
3. Умение определить жанр (3 б)

- ученик определяет жанр и характеризующие его признаки. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет жанр без характеризующих его признаков. Ответ аргументирован (2 б);

- ученик определяет жанр. Ответ не аргументирован (1 б);

- ученик не правильно определяет жанр (0 б).
4. Умение определить конфликт (3 б)

- ученик определяет конфликты и дает им характеристики (3 б);

- ученик определяет конфликты, но не дает характеристики (2 б);

- ученик определяет не все конфликты, определяет неточно (1 б);

- ученик неправильно определяет конфликты (0 б).
5. Умение определять композицию (3 б)

- ученик выделяет в тексте разнообразные виды композиций (3 б);

- ученик определяет в тексте не более 2 – х видов композиций (2 б);

- ученик определяет один вид композиций, определяет неточно (1 б);

- композиция не определена (0 б).
6. Умение анализировать образы персонажей (3 б)

- ученик анализирует все образы персонажей в тексте, выделяя способы их создания (3 б);

- ученик выделяет все образы персонажей в тексте, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно определяет образы персонажей (1 б);

- ученик не может определить образы персонажей (0 б).

7. Умение анализировать пространственно-временные образы (3 б)

- ученик анализирует пространственно-временные образы, указывая способы их создания (3 б);

- ученик анализирует пространственно-временные образы, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно анализирует пространственно-временные образы (1 б);

- ученик не выделяет пространственно-временные образы в тексте (0 б).


8. Умение анализировать образ повествователя (3 б)

- ученик анализирует образ повествователя, указывая способы его создания (3 б);

- ученик анализирует образ повествователя, но не указывает способы его создания (2 б);

- ученик неполно, неточно анализирует образ повествователя (1 б);

- ученик не выделяет образ повествователя (0 б).
9. Умение определить стиль текста (3 б)

- ученик определяет особенности стиля текста. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет стиль текста. Ответ не аргументирован (2 б);

- ученик неточно определяет стиль текста (1 б);

- ученик не определяет стиль (0 б).
10. Умение определить идею текста (3 б)

- ученик определяет идею, учитывая в ответе все проблемные детали (3 б);

- ученик определяет идею в целом без учета деталей (2 б);

- ученик неточно определяет идею (1 б);

- ученик неверно определяет идею (0 б).

Общая сумма баллов - 30



Критерии оценки анализа поэтического текста – 10 кл.


  1. Умение определять тематическое содержание текста (3 б)

- ученик определяет темы и мотивы стихотворения (3 б)

- ученик определяет темы, но не видит мотивов (2 б)

- ученик неполно определяет темы (1 б)

- неверно определяет тему или не может ее определить (0 б)


2. Умение определить способы выражения лирического начала (3 б)

- ученик верно определяет все способы лирического начала (3 б)

- ученик неполно определяет способы выражения лирического начала (2 б)

- ученик допускает одну неточность в определении способ выражения лирического начала (1 б)

- неверно определяет или не определяет способы выражения лирического начала (0 б)
3. Умение определить эмоциональный настрой текста (2 б)

- ученик верно определяет всю эмоциональную гамму текста (2 б)

- ученик выделяет ведущие чувства в тексте (1 б)

- неверно определяет эмоциональный настрой текста (0 б)


4. Умение определить роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик определяет роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик указывает на стиховые особенности, но не определяет их роль в тексте (1 б)

- ученик не различает стиховых особенностей (0 б)


Общая сумма баллов - 10


III. 1. Эпитет

2. Метафора

3. Ямб

4. Синтаксический параллелизм



5. Перекрестная, чередование женской и мужской

6. Аллегория

7. З

8. Илья Ильич Обломов, И. Гончаров «Обломов»



9. А. Островский «Гроза» Дикой – Кулигину

10. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». О Наполеоне (статуэтка в кабинете Онегина).


За каждый верный ответ – 1 балл
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru