12+
→ Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в

страница 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 180 минут.

11 класс.
I. Комплексный анализ прозаического текста И. Бунин «Роза Иерихона»
II. Комплексный анализ поэтического текста И. Анненский «Поэзия». Сонет.

Творящий дух и жизни случай

В тебе мучительно сметы,

И меж намеков красоты

Нет утонченней и летучей…

В пустыне мира зыбко-жгучей,

Где мир-мираж, влюбилась ты

В неразрешенность разнозвучий

И в беспокойные цветы.

Неощутима и незрима,

Ты нас томишь, боготворима,

В просветы бледные сквозя,

Так неотвязно, неотдумно,

Что, полюбив тебя, нельзя

Не полюбить тебя безумно.
III. 1. Определите тропы в первой строфе сонета И. Анненского «Поэзия».

2. Определите стихотворный размер данного стихотворения.

3. Определите стилистический прием, используемый И. Буниным в строках:

В чашу темную глядится

Круг зеркально-золотой.

4. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной связаны слова
«Да святится имя твое»? Укажите автора и название повести.


5. Автором, какого произведения не является И. Бунин?

1) «Суходол»;

2) «Жизнь Арсеньева»;

3) «Деревня»;

4) «Ночная фиалка».
6. К какому направлению Серебряного века относится творчество
Н. Гумилева?

7. Какому рассказу И. Бунина могут быть адресованы слова К. Паустовского «эпитафия девичьей красоты»?
8. Назовите рассказ М. Горького и героя, которому принадлежат слова: «А вы?

Что делали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец».


9. Чем объединены следующие названия: «Кавказ», «Степа», «Сто рупий»?
10. Определите, кому посвящен Сонет И. Северянина из сборника «Медальоны».

Эпоха робкого дыханья…Где

Твое очарованье? Где твой шепот?

Практичность производит в легких опыт,

Чтоб вздох стал наглым – современным – де…

И вот взамен дыханья – хрип везде.

Взамен стихов – косноязычный лопот.

Всех соловьев практичная Европа

Дожаривает на сковородке….

Теперь – природы праздный соглядатай –

О чем бы написал под жуткой датой

Росистым, перламутровым стихом?

В век, деловой красою безобразный,

Он был бы не у дел, помещик праздный,

Свиставший тунеядным соловьем…

РОЗА ИЕРИХОНА

В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгорьях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.

Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой

тишины и забвения лежали перед нами ее палестины – долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия.

Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча...

Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого — и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце — и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.
Ключи и критерии оценивания - 11 класс
Анализ прозаического текста

1. Умение выделить тему (3 б.)

- ученик правильно формулирует тему, определяет сопутствующие ей темы и мотивы (3 б);

- ученик определяет темы не выделяя дополнительные темы и мотивы (2 б);

- ученик определяет тему неполно или неточно (1 б);

- ученик не верно определяет тему (0 б).


2. Умение поставить проблему (3 б)

- ученик ставит проблему, выделяет сопутствующие ей вопросы (3 б);

- ученик ставит проблему, но не выделяет сопутствующие ей вопросы (2 б);

- ученик неточно или неполно формулирует проблему (1 б);

- неверно определяет или совсем не определяет проблему (0 б).
3. Умение определить жанр (3 б)

- ученик определяет жанр и характеризующие его признаки. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет жанр без характеризующих его признаков. Ответ аргументирован (2 б);

- ученик определяет жанр. Ответ не аргументирован (1 б);

- ученик неправильно определяет жанр (0 б).
4. Умение определить конфликт (3 б)

- ученик определяет конфликты и дает им характеристики (3 б);

- ученик определяет конфликты, но не дает характеристики (2 б);

- ученик определяет не все конфликты, определяет неточно (1 б);

- ученик неправильно определяет конфликты (0 б).
5. Умение определять композицию (3 б)

- ученик выделяет в тексте разнообразные виды композиций (3 б);

- ученик определяет в тексте не более 2 – х видов композиций (2 б);

- ученик определяет один вид композиций, определяет неточно (1 б);

- композиция не определена (0 б).
6. Умение анализировать образы персонажей (3 б)

- ученик анализирует все образы персонажей в тексте, выделяя способы их создания (3 б);

- ученик выделяет все образы персонажей в тексте, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно определяет образы персонажей (1 б);

- ученик не может определить образы персонажей (0 б).

7. Умение анализировать пространственно-временные образы (3 б)

- ученик анализирует пространственно-временные образы, указывая способы их создания (3 б);

- ученик анализирует пространственно-временные образы, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно анализирует пространственно-временные образы (1 б);

- ученик не выделяет пространственно-временные образы в тексте (0 б).


8. Умение анализировать образ повествователя (3 б)

- ученик анализирует образ повествователя, указывая способы его создания (3 б);

- ученик анализирует образ повествователя, но не указывает способы его создания (2 б);

- ученик неполно, неточно анализирует образ повествователя (1 б);

- ученик не выделяет образ повествователя (0 б).
9. Умение определить стиль текста (3 б)

- ученик определяет особенности стиля текста. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет стиль текста. Ответ не аргументирован (2 б);

- ученик неточно определяет стиль текста (1 б);

- ученик не определяет стиль (0 б).
10. Умение определить идею текста (3 б)

- ученик определяет идею, учитывая в ответе все проблемные детали (3 б);

- ученик определяет идею в целом без учета деталей (2 б);

- ученик неточно определяет идею (1 б);

- ученик неверно определяет идею (0 б).

Общая сумма баллов - 30



Критерии оценки анализа поэтического текста – 11 кл.


  1. Умение определять тематическое содержание текста (3 б)

- ученик определяет темы и мотивы стихотворения (3 б)

- ученик определяет темы, но не видит мотивов (2 б)

- ученик неполно определяет темы (1 б)

- неверно определяет тему или не может ее определить (0 б)


2. Умение определить способы выражения лирического начала (3 б)

- ученик верно определяет все способы лирического начала (3 б)

- ученик неполно определяет способы выражения лирического начала (2 б)

- ученик допускает одну неточность в определении способ выражения лирического начала (1 б)

- неверно определяет или не определяет способы выражения лирического начала (0 б)
3. Умение определить эмоциональный настрой текста (2 б)

- ученик верно определяет всю эмоциональную гамму текста (2 б)

- ученик выделяет ведущие чувства в тексте (1 б)

- неверно определяет эмоциональный настрой текста (0 б)


4. Умение определить роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик определяет роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик указывает на стиховые особенности, но не определяет их роль в тексте (1 б)

- ученик не различает стиховых особенностей (0 б)


Общая сумма баллов - 10



III. 1. Эпитет, метафора

2. Ямб


3. Инверсия

4. А. Куприн «Гранатовый браслет». Соната Бетховина.

5. 4

6. Акмензм



7. «Легкое дыхание»

8. «Старуха Изергиль». Данко.

9. Эти рассказы входят в цикл И. Бунина «Темные аллеи».

10. А. А. Фету



За каждый верный ответ – 1 балл
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru