12+
→ Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма

Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма

страница 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ИЗМЕНЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ  С  ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО  СТАНДАРТА   ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Характеристика

образовательного



процесса

Традиционное дошкольное образование

Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма ( в соответствии с концепцией   ФГОС ДОО).

1.       

Ценностная ориентация

Система ценностей конкретного общества и государства.

Общечеловеческие ценности.

2.       

Целевая направленность

Формирование определенных знаний, умений и навыков.

Формирование личности.

3.       

Доминирующая

составляющая

Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка.

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка.

4.       

Ориентация

На «среднего» ребенка.

Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка.

5.       

Позиции участников

Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, исполнитель его планов.

Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству).

6.       

Активность участников

Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий); ребенок-обучающийся (ведомый).

Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности.

7.       

Основная деятельность

Учебная.

Специфически детские виды деятельности.

8.       

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей; у них нет выбора.

Желательно, но необязательно. Есть выбор:участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другой деятельностью.

9.       

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности.

Интерес ребенка. Удивление ребенка.

 


10.    

Стиль поведения взрослого

Руководящий, императивный, назидательный (дети - «подчиненные»!

Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры).

11.    

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Творчество.  Познавательная активность.

12.    

Речь участников

Монолог взрослого.

Общение (диалог) взрослого и детей.

13.    

Модель организации

Аналог классно-урочной деятельности, школьной.

Совместная деятельность взрослого и детей.

14.    

Основа содержания образования

Информационная.

Деятельностная.

15.    

Основной принцип организации содержания образования

Предметный.

Смысловой. (Объединение темой, проектом, проблемой, событием и др.).

16.    

Основные принципы реализации содержания

Дифференциация:содержание дошкольного образования расчленено   на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др.

Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности.

17.    

Основное средство реализации содержания

Набор  предписаний, требующих точного исполнения.

Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса.

18.    

Тип обучения

Прямой.

Непрямой.

19.    

Опорная зона

Актуального развития.

Ближайшего развития.

20.    

Преобладающие

методы

Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер.

Поискового, проблемного характера.

21.    

Основной путь и характер образования

Многократное повторение(натаскивание), подражание, имитация, следование образцам.

Преобладает развитие   мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение.

22.    

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов).

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей.

23.    

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными.

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными.

24.    

Степень регламентирован-ности

Очень высокая:образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса.

Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество  взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса.

25.    

Организация пространства

Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало  перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером.Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться).

26.    

Контроль и оценка

Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов

Отставленный по времени (по окончании образовательного периода). Оценка динамики формирования качеств ребенка.

страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru