12+
→ Рабочая программа (Смотрю на мир глазами художника) Программа разработана

Рабочая программа (Смотрю на мир глазами художника) Программа разработана

страница 1
Министерство образования РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского поселения

«Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

«Утверждаю»

Директор


______________

«___»_________


Рабочая программа

(Смотрю на мир глазами художника)


Программа разработана для 1 – 4 класс

На 2011 – 2015 уч. год

Составил

учитель нач. классов

Мут. Н. П.

Чегдомын, 2011



Пояснительная записка

В начальной школе особое внимание уделяется расширению кругозора учащихся и творческого их раскрытия в области различных видов искусства.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы и способствует развитию креативности детей.

Данная программа составлена на основе Примерной программы под редакцией Горского В.А., издательство Просвещение 2010года и структурирована в соответствии с направлением внеурочной деятельности.

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.

Цель занятий: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души, помочь учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.


Программа поможет решить различные

учебные задачи:

●освоить основные правила изображения;

●овладеть материалом и инструментами изобразительной деятельности.
воспитательные задачи:

●формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

●развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

●формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.



Программа представлена разделами, отображенными в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Всего

Живопись

86

86

Графика

78

78

Скульптура

30

30

Аппликация

32

32

Бумажная пластика

22

22

Работа с природными материалами

16

16

Организация и обсуждение выставки детских работ

4

4

Итого

268

268


Распределение программного материала по классам:




Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4

класс

Всего

1

Живопись

18

22

22

24

86

2

Графика

16

20

20

22

78

3

Скульптура

8

6

8

8

30

4

Аппликация

8

8

8

8

32

5

Бумажная пластика

7

7

5

3

22

6

Работа с природными материалами

6

4

4

2

16

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

1

1

4




Итого

64

68

68

68

268

.
Содержание программы:


«Живопись» 86ч

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Углубление знаний об основных и о составных цветах, теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопленные навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Развитие у детей световосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветного пятна, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о темном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
«Графика» 78ч.

Знакомство с выразительными средствами этого станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углем, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.

Расширение знаний о выразительности языка графика и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента контраста темного и светлого пятен и т.д.) Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача-рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

«Скульптура»30ч.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как о трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание ит.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами, Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение е лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека, Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры(создание следов с помощью инструментов).

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
«Аппликация» 32ч.

Происходит знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.


Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работ с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнит6льным приемом является использование в аппликации фломастеров.

Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создается не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приемом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры, Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

«Бумажная пластика» 22ч.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивании, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также снимание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного снимания бумаги с целью получения заданного образа.

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый сидуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы снимания бумаги.

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания бумаги.

«Работа с природными материалами» 16ч.

В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дерна, обработанное водой дерево и т.д.Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдается предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.



«Организация и обсуждение выставки детских работ» 4ч.

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения

учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержания учебных задач.

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.


Характеристика основных видов деятельности учащихся





Раздел

Виды деятельности

ученика

1

Живопись

Освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.




2

Графика

Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Изображение животных и птиц, портрета

человека, предмета быта.

Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Изображение цветов, растений, деревьев,

пейзажей, натюрмортов,

портретов.


3

Скульптура

Лепка отдельных фруктов, овощей, сладостей.

Лепка листьев, объемных форм(ваз),сказочных персонажей.

Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.



4

Аппликация

Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций)

Изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Изображение предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.




5

Бумажная пластика

Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок(коллективные работы)

Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.



6.

Работа с природными материалами.

Изображение уголков природы.

Изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей)

Декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.



7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

Подготовка выставки творческих работ учащихся, обсуждение достигнутых результатов. Подведение итога художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов.


Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД:
Обсуждать в группах все виды художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств - как основу познания единства мира.

Овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художника к детским книгам.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

Цель программы предполагает выход на результат, способствующий обогащению личного опыта каждого ученика, воспитание гражданина.
Планируемые результаты:

Освоения детьми основных принципов изобразительного искусства.

Творческое раскрытие учащихся, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.

Умения, характеризующие достижения результатов:

-уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

-развивать стремление к творческой самореализации средством художественной деятельности.





Раздел

Форма

Планируемый результат

1

Живопись

Рассказ
Беседа
Рисование по теме

Экскурсия в музей



I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.




Конкурс рисунков

Викторина

Кроссворды

Экспериментирование с красками

Информационные технологии

«Интернет»



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



2

Графика

Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала

Рисование по теме


I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.










Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала

Выставка работ


2 уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.









Театр кукол

Создание афиши

Защита проекта


III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни



3

Скульптура

Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала




I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.










Рисование пластилином

«Пластилиновая сказка»

Моделирование


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.









Информационные технологии

«Интернет»



III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



4

Аппликация

Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала




I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной

реальности и повседневной жизни.








Создание обрывной, объемной

аппликации,

Моделирование.


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.









Информационные технологии

«Интернет»



III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.





5

Бумажная пластика

Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала




I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.









Экспериментирование.

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

Изготовление карнавальных масок.

Конструирование из бумаги» «Праздник весны»



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



Информационные технологии

«Интернет»



III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.




6

Работа с природными материалами.

Рассказ
Беседа

Просмотр видеоматериала


Сбор природного материала

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.










Составление композиций (коллективная работа)

Изготовление композиций из засушенных листьев

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев)


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.









Информационные технологии

«Интернет»



III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.








Организация и обсуждение выставки детских работ

Рассказ

Беседа


Просмотр фильма

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.










Моделирование ситуации.

Выставка творческих работ.


Дискуссия

Реферат


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.









Проектная деятельность

Информационные технологии

«Интернет»


III уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.















В состав учебно-методического комплекта к программе входят профильные энциклопедические словари и справочники, видеоматериалы, компьютерная поддержка программы (презентации)



Литература:

Алексеева В.В. Что такое искусство. - М.,1991

Алехин А.Д. Когда начинается искусство/А.Д.Алехин. - М.,1994

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства./Е.М. Коротеева. - М.,1991

Коротеева Е.И.Азбука аппликации./Е.И.Коротеева. - М.,2009

Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги./Е.И. Коротеева .-М.,2009

Коротеева Е.И.Графика. Первые шаги./Е.И.Коротеева.-М.,2009

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство.- М.:АСТ:Астрель,2009-(Планета знаний)








страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru