12+
→ Рабочая программа по биологии (с подробным календарно-тематическим

Рабочая программа по биологии (с подробным календарно-тематическим

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куединская средняя вечерняя общеобразовательная школа »



«





«Утверждаю»
Директор школы

______________/Л.В. Дмитриева/


Приказ № ___от ________2013г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

(с подробным календарно-тематическим планированием)


9 класс

Педагог-реализатор:



Попова М. В., учитель биологии первой

квалификационной категории

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы по биологии. Авторы: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т.Захарова 2009 (программы для общеобразовательных учреждений «Биология 5-11 классы» М.: Дрофа, 2009).

Предмет «Биология» в учебном плане МБОУ «Куединская ВСОШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 9 классе –68 часов (2 часа в неделю).

Цель данной программы – развить в процессе биологического образования школьников понимание законов и закономерностей существования и развития живой природы, а также осознание величайшей ценности жизни, роли биологического разнообразия, значения процесса эволюции, закономерностей передачи наследственной информации, многообразия форм жизни. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Задачи:


  • овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения и учебными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе;

  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

  • развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как главной ценностью на Земле;

  • отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к ней как основе экологического воспитания школьников;

  • развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса, стремлению к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Содержание тем учебного курса




Наименование темы, её содержание

Кол-во часов

1

Введение

Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы.








Эволюция живого мира на Земле

22

1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность, энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы;



2

1.2

Развитие биологии в додарвиновский период.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.



1

1.3

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Борьба за существование и естественный отбор.



5

1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.



2

1.5

Микроэволюция.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция, ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Географическое и экологическое видообразование.



2

1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.



3

1.7

Возникновение жизни на Земле.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в природе; естественная классификация живых организмов.



2

1.8

Развитие жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens.Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.



5




Структурная организация живых организмов.

11

2.1

Химическая организация клетки.

Элементарный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул

Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.


3

2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров, углеводов в клетке.



2

2.3

Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы цитоплазмы, их функции. Цитоскелет. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клетки. Клетки в многоклеточном организме. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организмов.



6




Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

3.1

Размножение организмов.

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез.



2

3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Эмбриональный период развития. Дробление, образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.



3




Наследственность и изменчивость организмов.

17

4.1

Закономерности наследования признаков

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.



9

4.2

Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий среды в развитии признаков и свойств.



4

4.3

Селекция Растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности



4

.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

10

.5.1

Биосфера, ее структуры и функции.

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия факторов среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения.



6

5.2

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы; последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.



4




Резерв

2

ИТОГО

68



Учебно-тематический план

Преподавание предмета ведется по учебнику Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2011. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Разбивка по четвертям:





Количество уроков

По плану

Проведено фактически

1 четверть

16




2 четверть

16




3 четверть

20




4 четверть

16




Контроль знаний учащихся планируется провести в следующих формах:



Вид контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольные работы

1

1

2

1

Самостоятельные работы

2

1




2

Проверочные работы

2

1

2

1

Тесты.

2

2

2

1



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Промежуточный контроль

(вид контроля)



Дата

по плану

проведено фактически

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1 четверть



Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Введение в основы общей биологии

1




1










09




Раздел I

























Эволюция живого мира на Земле

22






















Многообразие живого мира.

2





















Основные свойства живых организмов

1




1










09



Уровни организации живой природы.

1




1










09




Развитие биологии в додарвиновский период.

1





















Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

1













Проверработа

.09




Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5





















Научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1




1










09



Учение об искусственном отборе

1




1










09



Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1




1







Тест

09



Формы естественного отбора

1




1










09



Контрольная работа по теме «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

1










1




10




Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2





















Приспособленность организмов к условиям внешней среды

1








1







10



Физиологические адаптации.

1




1










10




Микроэволюция.

2





















Вид, его критерии и структура

1




1







Проверработа

10



Эволюционная роль мутаций.

1




1










10




Макроэволюция.

3





















Главные направления эволюции

1




1










10



Общие закономерности биологической эволюции

1




1







Тест

10



Результаты эволюции

1




1










10

2 четверть




Возникновение и жизни на Земле

2





















Современные представления о происхождении жизни.

1




1









11




Начальные этапы развития жизни

1




1










11




Развитие жизни на Земле

5





















Жизнь в архейскую, протерозойскую эры

1




1







Самост. работа

11



Жизнь в палеозойскую эру

1




1










11



Жизнь в мезозойскую эру

1




1










11



Жизнь в кайнозойскую эру

1




1










11



Контрольная работа по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1










1




11




Раздел II

























Структурная организация живых организмов

11






















Химическая организация живого

3





















Неорганические вещества клетки

1




1










11



Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы

1




1







Провер работа

12



Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.

1




1










12




Обмен веществ и превращение

энергии

2





















Пластический обмен. Биосинтез белка

1




1







Тест

12



Энергетический обмен. Способы питания

1




1










12




Строение и функции клеток

6





















Прокариотическая клетка.

1




1







Тест

.12



Эукариотическая клетка. Цитоплазма

1




1










12



Эукариотическая клетка. Ядро.

1




1










12



Деление клеток. Митоз

1




1










12

3 четверть



Клеточная теория строения организмов

1




1










01



Сравнение клеток растений и животных

1







1







01




Раздел III

























Размножение и индивидуальное развитие организмов

5






















Размножение организмов

2





















Бесполое размножение

1




1










01



Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток.

1




1







Тест

01




Индивидуальное развитие организмов.

3





















Онтогенез. Эмбриональный период развития

1




1










01



Постэмбриональный период развития

1




1










01



Контрольная работа по теме Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1










1




02




Раздел IV

























Наследственность и изменчивость организмов

17






















Закономерности наследования признаков

9





















Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности.

1




1










02



1 и 2 законы Менделя

1




1







Провер работа

02



3 закон Менделя, Закон чистоты гамет, анализирующее скрещивание

1




1










02



Решение генетических задач

1







1







02



Сцепленное наследование генов.

1




1







Провер работа

02



Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1




1










02



Решение генетических задач

1







1







02



Взаимодействие генов.

1




1










03



Контрольная работа по теме: «Решение генетических задач»»

1










1




03




Закономерности изменчивости

4





















Генотипическая изменчивость,

1




1










03



Фенотипическая

( модификационная) изменчивость



1




1










03



Выявление изменчивости организмов

1







1




Тест

03



Семинар « Наследственность и изменчивость»

1







1







03

4 четверть




Селекция растений, животных и микро организмов.

4





















Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

1




1










04



Методы селекции растений и животных

1




1







Провер работа

04



Селекция микроорганизмов

1




1















Контрольная работа по теме «Селекция»

1










1

.


04




Раздел V.

























Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

10






















Биосфера, ее структура и функции

6





















Структура биосферы.

1




1










04



Круговорот веществ в природе.

1




1







Самост. работа

05



История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы. Биогеоценозы.

1




1










05



Абиотические факторы среды.

1




1















Биотические факторы среды

1




1







Провер работа

05



Взаимоотношения между организмами.

1




1










05




Биосфера и человек.

4





















Природные ресурсы их использование.

1




1







Тест






Роль человека в биосфере

1




1










05



Последствия деятельности человека в экосистемах.

1




1







Самост работа

05




Экологические проблемы

1




1










05




Резерв

4






















Итого:

70




















Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 9 класс

Учащиеся должны знать:

-особенности жизни как формы существования материи;

-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

-фундаментальные понятия биологии;

-сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

-основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь


-пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

-владеть языком предмета.



Контроль уровня знаний



Учебная тема

Объект контроля


Вид контроля

1

Эволюция живого мира на Земле

Отличия живой природы от неживой. Уровни организации жизни

Проверочная работа

Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Тест

Естественный и искусственный отбор. Теория Ч. Дарвина

Контрольная работа

Приспособительные особенности растений и животных

Практическая работа

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведение животных. Физиологические адаптации

Проверочная работа

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Начало жизни на Земле

Самостоятельная работа

Возникновение и развитие жизни на Земле


Контрольная работа

2

Структурная организация живых организмов

Неорганические вещества клетки

Проверочная работа

Химический состав клетки.

Тест

Обмен веществ и превращение энергии.

Тест

Особенности строения растительной, животной и грибной клеток

Практическая работа

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения

Тест

Типы размножения, особенности онтогенеза

Контрольная работа

4

Наследственность и изменчивость организмов

Генетическая терминология

Проверочная работа

Решение задач по законам Менделя

Практическая работа

Решение генетических задач

Проверочная работа

Решение генетических задач

Контрольная работа

Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости

Практическая работа

Основы наследственности и изменчивости

Тест

Селекция. Методы селекции

Контрольная работа




Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Круговорот кислорода, воды, водорода, азота, углерода

Самостоятельная работа

Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов. Факторы среды

Проверочная работа

Формы взаимоотношений между организмами.

Тест

Охрана природы. Антропогенные факторы

Самостоятельная работа


Учебно-методическое обеспечение.


  1. Захаров В.Б.,Цибулевский А.Ю. Уроки общей биологии в 9классе. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2001

  2. Мамонтов С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003

  3. Семенцова. Биология. Общие закономерности 9 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2002

Интернет-материалы


  • http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  • http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  • http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  • http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Оборудование

  • Таблицы

  • Схемы

  • Презентации

  • Иллюстрации

  • Оборудование для проведения лабораторных работ


Дидактический материал

  • Раздаточный материал

  • Тесты

  • Фрагменты источников

страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru