12+
→ Рабочая программа по биологии (для обучающихся ХI классов)

Рабочая программа по биологии (для обучающихся ХI классов)

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Куединская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МОУ «КВ(С)ОШ»

___________Дмитриева Л.В. Приказ №_____от_________


Рабочая программа по биологии

(для обучающихся ХI классов)

Составитель:

Попова М. В., учитель биологии

первой квалификационной категории



2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………..3

Учебно-тематический план………………………………………5


Содержание тем учебного курса………………………………..11

Требования к уровню подготовки учащихся………………….12

Контроль уровня обученности……………………………….…13

Учебно-методическое обеспечение…………………………….. 15

Список литературы………………………………………………16

Приложения………………………………………………………17



Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены цели, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов его существования и развития. Биологические знания должны соответствовать формированию биологического мышления и экологической культуры и каждого числа общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Д.К. Беляева «Общая биология» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2001 г.

Изучение курса «Общая биология» в 11 классе является продолжением курса «Общая биология» в 10 классе и основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в средней школе, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

На изучение курса биологии в 11 классе выделяется 1 час в неделю (

Данная программа согласована с требованиями стандарта, которые определяют базовый уровень общебиологических знаний и умений.

Цель программы: подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Изучение биологии в 11-м классе на базовом уровне направлено на выполнение следующих задач:



  • Освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их списания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей средне, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены проверочные работы в тестовой форме, уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии, семинары предусмотренные Примерной программой.



Учебно-тематический план

Класс: 11

Учитель:Попова М. В.

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __4___, зачетов __2___, тестов ___11___;

Административных контрольных уроков _______ ч.



Планирование составлено на основе Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Учебник: Д.К. Беляева «Общая биология» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2001 г..

Дополнительная литература:
Корректировка:


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное кол-во часов на самост.работы уч-хся

Дата

уроки

лаборат.-практ-работы

контр. работы




Эволюция.

19

14

3

2










Развитие эволюционных представлений.

4

3

1












Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея

1

1










Сентябрь

1 неделя




Ж.Б. Ламарк. Первое эволюционное учение.





















Предпосылки развития теории Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина

1

1










2 неделя



Доказательства эволюции





















Вид. Критерии вида.

1

1










3 неделя



Популяция – структурная единица вида и эволюции





















Лабораторная работа № 1 «Морфологические особенности растений различных видов»

1




1







4 неделя



Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)






















Механизмы эволюционного процесса.

6

4


2












Роль изменчивости в эволюционном процессе.


1

1










Октябрь

1 неделя




Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости животных и растений. Построение вариационного ряда и кривой»







1







1 неделя



Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.

1

1










2 неделя



Дрейф генов – фактор эволюции.





















Изоляция – эволюционный фактор

1

1










3 неделя



Приспособленность – результат действия факторов эволюции.





















Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

1




1







4 неделя



Видообразование.

1


1










4 неделя



Основные направления эволюционного процесса.
















Ноябрь

2 неделя





















































Возникновение жизни на Земле

5

5




1









Развитие представлений о возникновении жизни

1

1










3 неделя



Современные взгляды на возникновение жизни.





















Развитие жизни в архее и протерозое

1

1










4 неделя



Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)





















Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)





















Развитие жизни в мезозое
















1неделя



Развитие жизни в кайнозое





















Семинар № 1 « Развитие жизни на Земле»
















2неделя



Многообразие органического мира. Принципы систематики.

1

1










3 неделя



Классификация организмов

1

1










4 неделя



Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1







1




4 неделя




Происхождение человека.

4

3




1









Гипотезы происхождения человека

1

1










5 неделя



Доказательства происхождения человека от животных. Положение человека в системе животного мира.





















Эволюция человека

1

1










Январь

2 неделя




Первые люди
















2 неделя



Современные люди
















3 неделя



Человеческие расы.
















3 неделя



Контрольная работа № 3 «Происхождение человека»

1







1




4 неделя



Зачет № 1 по теме «Эволюция»

1










1

Февраль

1 неделя





Основы экологии

13

8




1










Экосистемы.

6

5

1

1









Предмет экологии. Экологические факторы среды.

1

1










1 неделя



Сообщества. Экосистемы.
















2 неделя



Поток энергии и цепи питания
















2 неделя



Свойства экосистем

1

1










3 неделя



Смена экосистем

1

1










3 неделя



Многообразие биогеоценозов суши
















4 неделя



Многообразие водных биогеоценозов.
















4 неделя



Практическая работа №2 «Решение экологических задач»

1




1







Март

1 неделя




Агроценозы

1

1










1 неделя



Экскурсия №2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
















2 неделя



Применение экологических знаний в практической деятельности человека
















2 неделя



Контрольная работа №4 «Взаимоотношения между организмами»

1







1




3 неделя




Биосфера. Охрана биосферы.

3

2

1












Состав и функции биосферы

1

1










3 неделя



Круговорот химических элементов.
















4 неделя



Практическая работа № 3 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

1




1







4 неделя



Биогеохимические процессы в биосфере

1

1










Апрель

1 неделя























1 неделя




Влияние деятельности человека на биосферу.

4

2








1






Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере

1

1










2 неделя



Основные экологические проблемы современности, пути их решения
















2 неделя



Семинар № 3 по теме «Основы экологии»

1

1










3 неделя



Зачет № 2 по теме «Основы экологии. Учение о биосфере»

1










1

3 неделя




Обобщение по курсу «Общая биология»

3

2




1




















































Май




























Итоговая контрольная работа

1







1




1 неделя



Роль биологии в будущем

1

1










2 неделя




Итого

34









































Содержание тем учебного курса



1. Эволюция (41 час)

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.


Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Лабораторная работа № 1 «Морфологические особенности растений разных видов»

Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости животных и растений. Построение вариационного ряда и кривой»

Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

Лабораторная работа № 4 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе ( окрестности школы)»

2. Основы экологии (25 часов)

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

Практическая работа № 1 «Решение экологических задач»

Практическая работа № 2 «Составление схем круговорота кислорода, углерода, азота»

Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:


  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (например: соблюдение правил поведения в природной среде)

Контроль уровня знаний

Тема

Объект контроля

Вид контроля

Доказательства эволюции

Единство происхождения органического мира. Эмбриологические. морфологические. палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции.

Тест № 1

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.

Борьба за существование. Формы естественного отбора.

Тест № 2

Факторы эволюции

Естественный отбор, изоляция, дрейф генов. Приспособленность.

Тест № 3

Видообразование

Географическое и экологическое видообразование.

Тест № 4

Эволюционное учение

Доказательства, механизмы и факторы эволюции. Вид. Видообразование.

Контрольная работа № 1

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле

Биогенез, абиогенез. Гипотеза А. И. Опарина

Тест № 5

Развитие жизни на Земле

Изменения флоры и фауны в разные периоды развития жизни на Земле

Тест № 6

Возникновение и развитие жизни на Земле

Взгляды на возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле.

Контрольная работа № 2

Доказательства происхождения человека от животных. Положение человека в системе животного мира

Сходства и различия человека с позвоночными животными и высшими человекообразными обезьянами

Тест № 7

Эволюция человека

Предшественники человека, первые, древние, современные люди,

Тест № 8

Происхождение человека

Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от животных.

Контрольная работа № 3

Эволюция

Факторы, направления эволюции. Развитие органического мира. Происхождение человека

Зачет № 1

Экологические факторы среды

Абиотические, биотические, антропогенные факторы среды. Биологический оптимум.

Тест № 9

Экосистемы

Свойства и смена экосистем. Пищевые цепи и сети.

Тест № 10

Взаимоотношения между организмами

Многообразие биогеоценозов. Передача веществ и энергии. агроценозы. Решение экологических задач

Контрольная работа № 4

Состав и функции биосферы

Компоненты биосферы. Функции живого вещества. Круговорот веществ.

Тест № 11

Основы экологии. Учение о биосфере

Экосистемы. Биосфера.

Зачет № 2

Основы общей биологии

Клетка, размножение и развитие организмов, основы генетики и селекции, эволюция, основы экологии

Итоговая контрольная работа



Приложения

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1. «Морфологические особенности растений различных видов»

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятий морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов

Ход работы:

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия. составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов)

  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Лабораторная работа № 2 "Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой"

Цель:

  • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;

  • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование:

  • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.

  • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;

  • метр для измерения роста учащихся класса.

Ход работы:

  1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;

  2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:

Размер объектов V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число объектов n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

4. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.

5 .Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?



Лабораторная работа № 3 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”

Цель: на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

Оборудование:

гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).



Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.

  2. Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.

  3. Заполните таблицу:

Название растений

Среда обитания

Адаптивные черты строения

Причины относительности

Выводы

 

 

 

 

 

  1. Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.

  2. Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

6. Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.

7. Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация



Лабораторная работа № 4 « Оценка качества окружающей среды»

Цель: ознакомить с наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды.

Оборудование: лист белой бумаги, скотч.

Ход работы:

  1. В кабинете биологии произведите сбор проб на высоте 0,5 – 1,5 м от уровня пола с разных поверхностей ( рабочих столов, шкафов, подоконников, оконных стекол, стен, листьев растений), находящихся в классе.

  2. К выступающей поверхности разных объектов приложите скотч. Затем снимите его с отпечатавшейся на ней пылью и клейкой стороной прикрепите ее к листу белой бумаги.

  3. На площади в 1см каждой полученной пробы сосчитайте количество пылинок. Сравните запыленность разных поверхностей в классе.

  4. Выполните такую же работу в коридоре и в столовой.

  5. Выполните такую же работу на территории около школы, оконных стекол, стволов деревьев и листьев кустарников.

  6. Результаты наблюдений и учет запыленности воздуха запишите в таблице по образцу:

Место взятия пробы

Уровень запыленности

Класс




Коридор




Столовая




Территория около школы



Примечание: уровень запыленности можно выражать в баллах:

0 – отсутствие пыли; 1 – слабая запыленность, 2 – средняя, 3 – сильная, 4 – очень сильная запыленность.

Практические работы

Практическая работа № 1« Решение экологических задач»

Цель: проверить умение применять теоретические знания в конкретной ситуации

Оборудование: карточки с заданиями

Ход работы:


  1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы вырос один дельфин массой в 300 кг.

  2. Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7% всего верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняться? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100%.

  3. За последнее столетие на нашей планете подверглось эрозии около 2 млрд га поверхности суши. Это составляет 27% всех обрабатываемых земель. Подсчитайте, какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете?

  4. На дачном участке полностью прекратили обработку почвы. Какие изменения произойдут на участке?

  5. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление.

Практическая работа № 2 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

Зачеты

Зачет № 1 по теме «Эволюция»

Часть А. Выберите правильный ответ

1. Эволюция – это ….

а) представление об изменении и ревращении форм организмов

б) объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами

в) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы

г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов
2. Движущей и направляющей силой эволюции является: а) дивергенция признаков

б) разнообразие условий среды

в) приспособленность к условиям среды

г) естественный отбор наследственных изменений


3. Единицей эволюционного процесса является:

а) особь


б) популяция

в) мутация

г) вид
4. Материалом для эволюционных процессов служит:

а) генетическая разнородность в популяции

б) вид

в) приобретенные признаки



г) бесполезные или вредные признаки
5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

а) доклеточных форм жизни – вирусов

б) клеточных форм жизни

в) биополимеров

г) фазовообособленных систем
6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:

а) не меняются гены, определяющие эти признаки

б) не изменяются условия среды

в) отбор сохраняет последние и устраняет вредные в данных условиях признаки

г) сохраняются «живые ископаемые»
7. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:

а) жизнь завершается смертью

б) адаптация целесообразна в определенных условиях

в) идет борьба за существование

г) приспособления могут не привести к образованию нового вида
8. Примером ароморфоза может служить:

а) покровительственная окраска

б) половой процесс

в) уплощение тела придонных рыб

г) приспособление цветков к опылению
9. Биологический прогресс подразумевает:

а) повышение общей организации

б) свободный образ жизни

в) увеличение численности вида

г) высокий уровень обмена веществ
Часть В. Ответьте на вопросы:

1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу доказательств. Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте и сравните ароморфозы, сопровождавшие выход позвоночных животных и растений на сушу.

Ответы



















В

Г

Б

А

Б

В

Б

Б

В

Зачет № 2 по теме «Основы экологии. Учение о бисфере»

I. Определите верно ли данное утверждение


  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений

  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне

  3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

  4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка

  5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными

II.Выберите правильный ответ

1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

а) 1% энергии

б) 10% энергии

в) 90% энергии

г) 100% энергии
2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

а) литосфера

б) гидросфера

в) биогеоценоз

г) ноосфера
3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

а) заказник

б) заповедник

в) национальный парк

г) памятник природы
4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

а) животные

б) бактерии

в) растения

г) планктон
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

а) хищники

б) бактерии и рыбы

в) растения

г) растительноядные животные
III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры
IV.Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессий. Приведите примеры.

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующими пояснениями.

Ответы

I











нет

да

да

нет

да

II











б

г

а

в

б




страница 1




Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru