12+
→ Рабочая программа «Основы проектной деятельности» в форме групповых

Рабочая программа «Основы проектной деятельности» в форме групповых

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

Управление образованием по Клинскому муниципальному району

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Н.И.Утешева

«_»______________ 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы проектной деятельности»

в форме групповых занятий
11 класс

на 2008-2009 учебный год


Составила:

Л.С. КармановА

г.Клин


2008 год
Рабочая программа

«Основы проектной деятельности»

в форме групповых занятий

в 11 классе
Пояснительная записка

Статус документа

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе.

Анализ проблем развития рыночных отношений во всех сферах деятельности человека позволяет определить, что современному специалисту необходимо не только совершенствовать свои профессиональные качества, но и выступать субъектом деятельности на рынке труда, что требует различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентноспособность. Основным механизмом развития конкурентноспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно- ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.

Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями к выпускнику системы образования в части исследовательской грамотности.


Структура документа

По своей структуре курс «Основы проектной деятельности» не является системным и сквозным курсом, а состоит из отдельных модулей. Поэтому учебно-методический комплекс в рамках нового подхода должен иметь отличную от традиционной структуру – это организация занятий в достаточно короткие сроки. Принципиальным является интерактивный характер модулей (групповые формы работы занятий, деятельностный режим), практико-ориентированная направленность обучения. Ориентировочное соотношение теоретического обучения и практической деятельности составляет 1:3.

Проектная деятельность наиболее полно соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся основной школы.

Рабочая программа «Основы проектной деятельности» состоит из трех основных разделов: пояснительной записки, основного содержания с примерным распределением учебных часов по темам курса; требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа состоит из отдельных блоков: «Приемы обработки информации»;, «Аналитико-синтетическая переработка источников информации».

.

Общая характеристика учебного предмета.

Модуль программы понимается как логически законченная единица содержания образования. С точки зрения содержания образовательные модули включают продуктивные способы деятельности и технологии, освоение которых являются теми ресурсами, овладение которыми способствует формированию ключевых компетентностей. Таким образом, соблюдается еще одно требование к организации образовательного процесса в рамках компетентностного подхода.

В чистом виде соответствующие компетентности вычленить невозможно. Вместе с тем можно выделить модули, которые следует в первую очередь использовать для формирования проектной компетентности (компетентности в разрешении проблем)

Для отработки отдельных элементов информационной и технологической компетентностей имеются такие модули как «Приемы обработки информации», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации».
Цель курса:

Развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).



Задачи:

  • Курс предназначен для систематизации знаний об основах исследовательской деятельности и продолжения изучения обучающимися основ организации исследовательской деятельности

  • формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие навыков самостоятельного принятия решений;

  • углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием информационно-компьютерных средств.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе и является региональным компонентом базисного учебного плана.

По своей структуре курс «Основы проектной деятельности» не является системным и сквозным курсом, а состоит из отдельных модулей. Это предполагает как введение полного (в объеме 128 часов на 10-11классы), так и краткосрочного (в объеме 64 часа в 10 и 11классе). Дополнительно можно изучать и на предпрофильном этапе, в системе дополнительного образования. С этой точки зрения данный курс можно рассматривать и как модуль, и как составную или самостоятельную часть содержания образования по предмету в целом. Содержание учебного материала модуля, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Рабочая программа рассчитана на 18 учебных часов, т.е. 0,5 часа в неделю.


Образовательные результаты

В результате изучения курса обучающиеся должны представлять:

  • о методах сборки, обработки информации, ее хранения, представления, передачи и накопления.

  • Способах представления (презентации) реферата, коллажа;

  • Методике написания реферата, тезисов.

К завершению изучения материала курса обучающиеся должны знать:

  • Основные понятия проектной деятельности;

  • Как работать с информацией;

  • Как правильно оформить реферат, лекцию, тезисы, опорный конспект.

В ходе реализации курса обучающиеся должны приобрести и усовершенствовать умения:

  • Работать с информацией:

    • Обрабатывать устную информацию

    • Анализировать и преобразовывать информацию в различные формы

Основное содержание курса
Модуль: «Приемы обработки информации» (8 часов)

  1. Методы активного чтения. Чтение текста с маркированием. Прием «инсерт».

  2. Представление информации. Способы свертывания информации: графический способ. Денотатный граф, «кластер», «синквейн», составление опорного конспекта.

Практическая деятельность: графическое представление информации, презентация денотатного графа, «кластера» и «синквейна».

  1. Составление таблиц «толстых» и «тонких» вопросов

  2. Составление графиков, диаграмм

  3. Составление опорных конспектов

Модуль: «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» (16 часов)

  1. Составление логических цепочек

  2. Написание «Эссе»

  3. Лекция как форма обработки устной информации. Требования к оформлению лекции.

  4. Коллажирование как способ обработки первичной информации

  5. Составление тезисов. Формы тезисов: краткие, распространенные, текстуальные, свободные, Правила составления тезисов: ясность, точность, логичность, непротиворечивость, лаконичность.

Практическая деятельность: составление тезисов

  1. Составление конспектов. Формы конспектов: текстуальный, свободный, смешанный, опорный. Индивидуальность конспекта. Основные требования к конспекту.

Практическая деятельность: составление конспекта

  1. Составление реферата, Требования к реферату, логическая схема составления реферата.

Практическая деятельность: составление реферата

Модуль №3:

«От проблемы к ее решению» (12 часов)
Проект и его виды. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы. Выделение подпроблем. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Определение и формирование задач, адекватных целям. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Анализ научно-популярных подборок по теме: «Проблемы Средиземного моря». Формулирование проблемы, противоречия, цели и задач, пути решения проблемы. Оформление мини-проекта. Оформление мини-проекта. Анализ проекта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

Управление образованием Клинского муниципального района

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Н.И.Утешева

«_»______________ 2008г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

групповых занятий

«Основы проектной деятельности»

11 класс


на 2008-2009 учебный год

Составила:

Л.С. Карманова

г. Клин


2008 год

Тематическое планирование

групповых занятий

«Основы проектной деятельности»

11 класс

Темы занятий

Количество часов

Теоретических

Практических

Модуль №1

«Приемы работы с текстом. Методы активного чтения».


  1. Способы обработки информации. Методы активного чтения. Практическая работа: «Составление «инсерта» к тексту».

  2. Приемы свертывания информации. Практическая работа: «Составление «кластера».

  3. Изложение учебной информации в кратких выражениях. Практическая работа: «Составление «синквейна».

  4. Обработка информации с помощью денотатного графа. Составление денотатного графа к тексту.

  5. Работа с определением понятий. Выделение основных элементов понятия.

  6. Составление рассказа по ключевым словам текста.

  7. Использование приема обработки информации «п» - «м» - «и» (плюс – минус - интересно).

Модуль №2

Аналитико- синтетическая

переработка информации


  1. Приемы графической обработки текста. Составление опорного конспекта.

  2. Вопросы «толстые» и «тонкие». Составление таблицы вопросов разного уровня сложности.

  3. Графическая обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков.

  4. Установление логических взаимосвязей. Составление логических цепочек по тексту.

  5. Способ обработки информации в форме рассуждения, воспоминания, письма – «эссе». Алгоритм написания «эссе».

  6. Коллажирование как способ обработки информации. Составление коллажа.

  7. Тезисы и их составление. Правила составления тезисов.

  8. Реферат. Требования к написанию реферата.

  9. Консультация по написанию реферата. Рецензия на выступление по теме реферата.

  10. Лекция как форма обработки информации. Требования к написанию лекции.

  11. Практическая работа: «Составление тезисов по тексту. Анализ его составления»

  12. Практическая работа по написанию лекции с последующим анализом.

  13. Практическая работа по написанию реферата с использованием справочного материала по определенной проблеме. Работа со справочным материалом. Составление плана.

  14. Конструирование и составление реферата.

  15. Оформление реферата.

  16. Выступление с темой реферата перед одноклассниками. Рецензирование выступления.

Модуль №3

От проблемы к ее решению


  1. Проект и его виды. Формулирование проблемы и противоречия – 1час

  2. Анализ проблемы с различных точек зрения – 1час

  3. Выявление причин возникновения проблемы – 1час

  4. Выделение подпроблем – 1час

  5. Постановка цели как прогнозируемый результат – 1час

  6. Требования к формулированию цели – 1час

  7. Определение и формирование задач, адекватных целям – 1час

  8. Планирование деятельности1 час

  9. Риски: распознавание, оценка, предотвращение – 1 час

  10. Анализ научно-популярных подборок по теме: «Проблемы Средиземного моря» - 1 час

  11. Формулирование проблемы, противоречия, цели и задач, пути решения проблемы. – 1час

  12. Оформление мини-проекта – 1 час

  13. Оформление мини-проекта. Анализ проекта.– 1 час




0.5ч.

0.5ч.


0.5ч.

0.5ч.


0.5ч.
0.5ч.

1ч.
1ч.


1ч.

1ч.


0.5ч.

1ч.



0.5ч.

0.5ч.


0.5ч.

0.5ч.


1ч.

1ч.
1ч.

0.5ч.
0.5ч.

1ч.


1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
0.5ч.


1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.



1ч.

1ч.


1ч.




страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru