12+
→ Психологическая поддержка выпускникам, сдающим егэ. Советы родителям

Психологическая поддержка выпускникам, сдающим егэ. Советы родителям

страница 1
Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ.

Советы родителям.
Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении времени по подготовке к ЕГЭ, определении ежедневной нагрузки.

Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальный

План подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые результативны

и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на

экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых

сторон,умение максимально использовать возможности памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и в успех.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее разумно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме подготовки по предметам, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и жить дальше.

 Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать,

какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация

поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

 Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или

«сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы

спада.

 Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.



 В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию

письменного экзамена (ЕГЭ). Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или

родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте

вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и

обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

 Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие

перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления.

Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребѐнок получит на экзамене.

Внушайте ему мысль, что количество баллов не является основным показателем его достоинств.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ

включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



Советы выпускникам

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план, не по принципу «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин.- перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

При подготовке к ЕГЭ полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест. Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу – любому, кто захочет слушать. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений. Существует странный стереотип, что задание С1 по русскому языку - самое сложное. В официальных методических документах его тоже называют заданием "повышенного уровня сложности". На самом деле, если вы умеете связно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, то сочинение - это ваши самые легкие и высокие баллы. А заработать на сочинении можно очень много: задание С1 позволяет получить до 23 баллов или 36% от максимального первичного балла. Конечно, лучшая подготовка к сочинению - это практика. Но вы должны четко понимать, к чему надо стремиться.

Желаю удачи! И помните: ЕГЭ – это не угадай-ка! ЕГЭ – это система прочных знаний! ЕГЭ – это вовсе не страшно!

Гл. специалист УО Ф. М. Балагова.



тел. для связи 4-22-36
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru