12+
→ Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 10 страница 11

Пояснительная записка


     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.



Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:



  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.




    1. Цель внеурочной деятельности:

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.



    1. Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.

  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  4. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  5. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  6. Организация информационной поддержки учащихся.

  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.




    1. Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
    1. Направления реализации программы


  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

  5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Программа рассчитана на 560 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4 ч в неделю).

Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности младших школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.





Классы

Направления



1

2

3

4

Руководитель


Всего

1.

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

классные руководители 1-4 кл.

4

2.

Духовно-нравственное и общекультурное

1

1

1

2

Катина Л.А., учитель музыки

классные руководители 1-4 кл.



5

2.

Общеинтеллектуальное

2

2

1

-

классные руководители 1-3 кл.

5

4.

Социальное. Проектно-исследовательская деятельность







1

1

классные руководители 3-4 кл.

2




Итого

4

4

4

4




16


Спортивно-оздоровительное направление (4 часа) 



Название

Класс

кол-во часов

Ф.и.о. учителя

1.

Кружок «Здоровейка»

1

1

Вострикова Е.П.

2.

Кружок «Здоровейка»

2

1

Чебукина Н.В.

3.

Кружок «Быть здоровым -здорово»

3

1

Дубовицкая И.А.

4.

Кружок «Быстрее,выше, сильнее»

4

1

Милашайте К.А.

Духовно-нравственное и общекультурное направления (5 ч)



Название

Класс

кол-во часов

Ф.и.о. учителя

1.

Кружок «Школа хороших манер»

1

1

Вострикова Е.П.

2.

Кружок  «Домисолька»

2

1

Катина Л.А.

3.

Кружок «Художественная самодеятельность»

3

1

Дубовицкая И.А.

4.

Кружок «Лира»

4

1

Катина Л.А.

5.

Кружок  «Волшебный квиллинг»

4

1

Милашайте К.А.

Общеинтеллектуальное (научно-познавательное) направление (5ч)



Название

Класс

кол-во часов

Ф.И.О. учителя

1.

Кружок «Я познаю мир»

1

1

Вострикова Е.П.

2.

Кружок «Занимательная грамматика»

1

1

Вострикова Е.П.

3.

Кружок «Я познаю мир»

2

1

Чебукина Н.В.

4.

Кружок «Занимательная грамматика»

2

1

Чебукина Н.В.

5.

Кружок  «Умелые ручки»

3

1

Дубовицкая И.А.

Социальное направление. Проектно – исследовательская деятельность(2)



Название

Класс

кол-во часов

Ф.И.О. учителя

1.

Проектная работа

3

1

Дубовицкая И.А

2.

Проектная деятельность

4

1

Милашайте К.А.

Расписание занятий внеучебности деятельности

1 кл.


Кол-во часов

День недели

2 кл.


Кол-во часов

День недели

3 кл.


Кол-во часов

День недели

4 кл.

Кол-во часов

День недели

Я познаю мир

1

пятница

Я познаю мир

1

Понедельник

Быстрее выше сильнее

1

Понедельник

Проектная деятельность

1

Среда

Занимательная грамматика

1

Вторник

Занимательная грамматика

1

Четверг

Умелые ручки

1

Среда

Волшебный квиллинг

1

четверг

Школа хороших манер

1

среда

Здоровей-ка

1

Пятница

Проектная деятельность

1

Пятница

Быть здоровым -здорово

1

суббота

Здоровей-ка

1

Четверг

Домисолька

1

Суббота

Художественная самодеятельность

1

Суббота

Лира

1

Вторник



  1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:


2.1. Спортивно-оздоровительное:

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физминуток.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Ведение кружков


2.2. Духовно-нравственное и общекультурное направления:

  • Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся

  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Работа кружков

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.


2.3. Общеинтеллектуальное (научно-познавательное) направление

    • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.


2.4. Гражданско-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

  • Выставки рисунков.

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян

  • Встречи с участниками «горячих точек»;

  • Тематические классные часы;

  • Подготовка к участию в военно- спортивной игре

  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

  • Конкурсы рисунков.

  • Фестивали патриотической песни.


2.5. Социальное направление. Проектно – исследовательская деятельность. Общественно-полезная деятельность:

  • Проведение субботников;

  • Работа на пришкольном участке.

  • Разведение комнатных цветов.

  • Акция «Спаси дерево».

  • Акция «Тёплый дом».

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

  • Разработка проектов, проектов к урокам.



  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:



  • конкретное планирование деятельности

  • кадровое обеспечение программы

  • методическое обеспечение программы

  • педагогические условия

  • материально-техническое обеспечение.


3.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:



  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь

    1. страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 10 страница 11



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru