12+
→ Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

страница 1 ... страница 8 страница 9 страница 10 страница 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.



Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.



Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.



Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.



Организационно-методическое обеспечение программы. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ С.Бутырки на 2014 – 2015 учебный год, программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.
Продолжительность занятия – 1 часа

Количество занятий – 1 раз в неделю

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.



Формы и средства контроля. Во время проведения занятий по внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» осуществляются следующие виды контроля: собеседование, проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия, эстетичность оформления, композиционное размещение элементов на плоскости, беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, участие в школьных, районных выставках, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе;

– в школе.

Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

В результате реализации данной программы, учащиеся должны:

- научиться различным приемам работы с бумагой;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы «квиллинга»;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; уметь создавать изделия в технике «квиллинг», пользуясь инструкционными картами и схемами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»;

- владеть навыками культуры труда;

- владеть способами самопознания, рефлексии, навыками работы в коллективе.



Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения в школе;

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- осознание своей эстетической принадлежности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- эстетические чувства – доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять общую цель и пути её достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- вести устный диалог;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

- различать способ и результат действия;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, инструкционная карта, презентация);

- передача информации;

- анализ, синтез, сравнение, сериация, установление аналогий, установление причинно – следственных связей;

- осуществление рефлексии способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- построение рассуждения, обобщение;

- моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся общаться с партнерами (одноклассниками), выполнять основные базовые формы в технике «квиллинг», ориентироваться в пространстве, составлять композиции, адекватно и образно реагировать на внешние раздражители, навыкам коллективного творчества, овладевать способами самопознания, рефлексии.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный блок.

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.



Материал — бумага.

Как родилась бумага? История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.



Конструирование.

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях. Коллективная работа. Композиция из основных форм.ТСоставление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.



Творческие работы.

Коллективные работы. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.



Праздники и подготовка к ним.

Изготовление сувениров к праздникам. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение. Оформление итоговой выставки.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Кол-во часов

Тема

1

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

1

 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

3

1

 Вырезание полосок для квиллинга.            

4

1

 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”

5

1

 Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”

6

1

Основные формы “завитки”.

7

1

Основные формы  “спирали в виде стружки”.

8

1

Основные формы «глаз», «лист».

9

1

Основные формы «полукруг», «стрела».

10-14

5

Изготовление цветов.

15-16

2

Композиция из цветов.

17

1

Викторины, конкурсы

18-20

3

Открытка – валентинка.

21-23

3

Открытка для мамы.

24-26

3

Оформление фото рамки.

27-29

3

Коллективные работы с использованием техники квиллинга

30-35

6

Оформление выставки работ.      

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Кол-во часов

Тема

Теория

Практика

Дата

По плану

По факту

1

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

 


Набор кружковцев.

Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

 


4.09




2

1

 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

 

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

 


 

 

 



 

11.09



3

1

 Вырезание полосок для квиллинга.            

 Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;



  

 

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.



 

 

 



 

18.09




4

1

 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”

 Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.



 Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

 

 



25.09




5

1

 Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”

 Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

 

 



Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

 

 



 

 


2.10




6

1

Основные формы “завитки”.

  Учить детей правильно выполнять  форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

 

 


Дети с помощью взрослого, а затем  самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

 

 



 

 


9.10




7

1

Основные формы  “спирали в виде стружки”.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.




Дети  с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

16.10





8

1

Основные формы «глаз», «лист».

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.


Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.


23.10




9

1

Основные формы «полукруг», «стрела».

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах


Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.


30.10




10-14

5

Изготовление цветов.

Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам  работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму.


Познакомить детей с новым способом изготовления  цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.


13.11

20.11


27.114.12

11.12





15-16

2

Композиция из цветов.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца



Дети учатся изготовлению простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.


18.12

25.12





17-19

3

Открытка – валентинка.

Познакомить детей  с примерами оформления открытки-валентинки, с  технологией изготовления открыток с элементами плетения.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки

15.01

22.01


29.01




20-23

4

Открытка для мамы.

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз

5.02

12.02


19.02.26.02




24-26

3

Оформление фото рамки.

Знакомство   с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз

Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.




5.03

12.03


19.03




27-29

3

Коллективные работы с использованием техники квиллинга

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой  работы.

2.04

9.04


16.04




30-35

6

Оформление выставки работ.      

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».



Дети оформляют свои работы для выставки

23.04

30.04


7.05

14.05


21.05

28.05





Техническое оснащение занятий
Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Список литературы


  1. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008г.

  2. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика», «Цветочные мотивы». – М: «Скрипторий 2003», 2007г.

  3. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». Издательство «Мой мир», 2008г.

  4. Рогозина Т.М. «Город мастеров» - М.: Академкнига/учебник, 2012г.

  5. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент». «Ниола - Пресс», М.: 2008г.

  6. Д. Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги». «Мир книги», 2008г.


Электронно – программное обеспечение
Компьютер

Проектор


Интернет
Интернет-ресурсы
http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»

http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения



ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.


Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!



3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.




страница 1 ... страница 8 страница 9 страница 10 страница 11



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru