12+
→ Проект по профилактике употребления психоактивных веществ «Мы за

Проект по профилактике употребления психоактивных веществ «Мы за

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отрокская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
«Мы за здоровое общество XXI века!»
Выполнили: Васютин Сергей Викторович

МОУ Отрокская сош

социальный педагог

с.Отрок, ул. Школьная, 9.

Тел/факс (391 35) 91-3-36
Номинация: проекты профилактики

психоактивных веществ

в подростковой среде

2009 г.

Анализ ситуации и концептуальные основания проекта


В настоящее время употребление ПАВ стала одной из серьезных проблем общества. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребёнка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования.

Проведённое исследование в Отрокской СОШ показало, что на уровень распространённости вредных привычек среди подрастающего поколения оказывает большое влияние микросоциальная среда. Анкетирование выявило, что 34,8% школьников проводят свободное время с "друзьями". Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребёнка и родителей. Если ребенок воспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него чувство собственной вины, формирует негативное отношение к окружающему миру. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремится, как-то компенсировать ее. В результате исследования выявилось, что недостаточно уделяют внимания детям 36% родителей. Отсутствие организации свободного времени, а также сложность подросткового периода резко усиливают склонность к употреблению ПАВ.



Распространённость курения, алкоголизации и "случайного" употребления наркотически действующих веществ, а также величина группы риска среди детей и подростков школьников Отрокской СОШ. (Приложение 1)





Распространенность курения (%)

В целом

Группа риска

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Школьники

55

29,3

68

14,6




Употребление алкоголя

В целом

Группа риска

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Школьники

39,7

21, 7

0

0




"Случайное" употребление НДВ (%)

В целом

Группа риска

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Школьники

8

4

0

0

Большинство подростков впервые пробуют алкогольные напитки в возрасте от 11 до 14 лет, к сожалению, имеет место и более ранний возраст.

По данным нашего исследования доминирующее положение занимает пивной алкоголизм, как правило, первую пробу алкогольных напитков, дети и подростки получают именно в семье: "на празднике, семейном торжестве" в среднем 38% школьников. На втором и третьем местах по значимости у подрастающего поколения являются мотивы - "любопытно было попробовать", в среднем у 29,9% мальчиков и 41, 3% девочек школьников, а также мотив "с товарищами за компанию" - у 32,1% мальчиков и 20,7% девочек школьников. (Приложение 2)

Проведенное нами исследование показывает, что средний уровень распространенности курения среди школьников около 38 %. Группа риска (курящие ежедневно) в среднем составляет у мальчиков 68% и 14,6% у девочек. Причём группа риска увеличивается как у девочек, так и у мальчиков по мере взросления. Подавляющее большинство школьников вкус сигареты узнают в 13-14 лет, в этот возрастной период пробуют курить около 28% школьников. В среднем в этот период к курению приобщаются 44,8% ребят из числа пробовавших. Ведущим мотивом первой пробы курения является "любопытство". Этот мотив служит поводом первой пробы курения в среднем для 72% школьников. Среди других мотивов можно выделить, такие высказывания как, – «компания друзей», «казаться взрослее». По данным нашего исследования, распространённость "случайного" употребления наркотически действующих веществ (НДВ) среди школьников составила в среднем 6% (4% у девочек и 8% у мальчиков).

В результате вышеизложенного возникает проблема:

рост числа детей и подростков употребляющих психоактивные вещества.

Цель проекта

Переход от стратегии сдерживания к направлению на реальное снижение численности школьников, подверженных ПАВ, через вовлечение обучающихся в пропаганду ЗОЖ, в работу по профилактике наркомании.



Основные задачи проекта

  • организовать досуг подростков, наполненный социально позитивным содержанием;

  • принять участие в работе проекта «Мы за здоровое общество XXI века!», (около 80 человек ежемесячно);

  • создать клуб «Наркопост»

  • издать буклет «Мы за здоровое общество XXI века!» для детей и родителей

  • создание методической копилки для педагогов «Мы за здоровое общество XXI века»

  • создать информационный стенд для учащихся, педагогов и родителей осветить деятельность по проекту в школьной газете «Наш меридиан».

Основные принципы построения проекта

1. Проект направлен на “защитные факторы” и способствует ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.

2. Проект нацелен на все формы злоупотребления психоактивных веществ.

3. Проект, включает:

• обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
• меры по усилению личных убеждений против применения ПАВ и негативного отношения к их употреблению
• обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).

4. Предпочтение отдаётся интерактивным способам работы (Например – моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.

5. Предусмотрена работа с родителями, с семьёй.

6. Проект адаптирован к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в нашей школе. Соответствует возрастным категориям, он разработан в соответствии с культурными особенностями нашего села.



Целевые группы

Благополучателями в данном проекте являются учащиеся 1-11 классов, их родители, педагоги, жители села. С учащимися и жителями села, реализуются профилактические мероприятия. Просвещение родителей осуществляется через родительский лекторий, общешкольные и классные родительские собрания. Педагоги самообразовываются - на педагогических советах, конференциях, семинарах классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного воспитания, психологов, вожатых.



Основные ожидаемые результаты

Проект позволит использовать существующие возможности школьного педагогического и ученического коллективов, объединить разрозненные усилия педагогов, психолога, работников правоохранительных органов по профилактике наркомании; от стратегии сдерживания перейти к направлению на реальное снижение численности школьников, подверженных ПАВ.



Ожидается:

- создание реально действующей программы первичной профилактики всех видов зависимостей и пропаганды ЗОЖ;

- создание организации – клуба «Наркопост», пропагандирующего здоровый образ жизни.

Проект позволит:


  • организовать досуг подростков, наполненный социально позитивным содержанием;

  • принять участие обучающимся в работе проекта «Мы за здоровое общество XXI века!», (около 80 человек ежемесячно);

  • издать буклет «Мы за здоровое общество XXI века!» для детей и родителей

  • создание методической копилки для педагогов «Мы за здоровое общество XXI века»

  • создать информационный стенд для учащихся, педагогов и родителей осветить деятельность по проекту в школьной газете «Наш меридиан».

Оценка эффективности проводимой деятельности по проекту «Мы за здоровое общество XXI века!».


  1. Количество родителей принявших участие в реализации проекта, обращений за консультациями.

  2. Количество специалистов и организаций, принявших участие в реализации проекта.

  3. Количество статей о работе проекта в средствах школьной массовой информации.

  4. Диагностика в начале реализации проекта и в результате реализации проекта.

Принципы реализации проекта

Реализация проекта строится на следующих принципах:

- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику проекта;

- включения в решение задач проекта всех учащихся 1-11 классов, их родителей, всех педагогов, жителей села.

Механизм реализации проекта

Деятельность по реализации проекта предполагает:

- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков,

токсических средств и причин, побудивших к этому;

- создание в школе единого банка данных о семьях и несовершеннолетних «группы риска», состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

- деятельность клуба «Наркопост».

- проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся, по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях

- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

- создание новых и поддержка существующих кружков, клубов по интересам, коллективов художественного творчества, в т.ч. нравственной, историко-патриотической и краеведческой направленности для детей и подростков;



Основные направления деятельности и формы работы

1.Диагностика всех участников проекта, процесса и условий их развития:

- проведение исследований по вредным привычкам у школьников;

- изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- составление картотеки детей «группы риска»;

- систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.

2. Организация взаимодействия школы с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, общественными организациями, Идринской «Детской юношеской спортивной школой», Отрокским спортивно-оздоровительным клубом «Факел», СДК.

3. Работа с обучающимися школы:

- получение детьми и подростками информации по профилактике ПАВ и пропаганды ЗОЖ

- проведение классных часов (Приложение5)



- тематических мероприятий посвящённых Международному Дню отказа от курения (3 четверг ноября), Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании среди учащихся;

- лекции, беседы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов. - совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с сельской библиотекой, со школьной библиотекой;

- конкурсы:


  • рисунков

  • плакатов «Без здоровых детей нет здорового общества»;

  • стенных газет «Мы за Здоровый образ жизни»;

  • частушек, слоганов, высмеивающих табакокурение, алкоголизм, наркоманию;

- акции среди школьников:

  • «Спорт вместо наркотиков» (Приложение3)

  • «Лучше конфета, чем сигарета!»;

  • «Здоровым быть – это круто!».

4. Социально-педагогическое сопровождение:

своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам, и оказание им необходимой помощи (консультации психолога);

организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений.

5.Работа с родителями:

- проведение тематических родительских лекториев, общешкольных и классных родительских собраний;

- выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;

- в целях изучения условий и причин возникновения вредных привычек у подростков систематически проводить следующую работу:


  • посещение семей учащихся;

  • тестирование, анкетирование родителей и детей;

  • рейды социального педагога с участковым милиционером;

  • родительский патруль;

  • обсуждение результатов рейдов на заседаниях Координационной комиссии школы;

  • привлечение родителей к организации досуговой деятельности учащихся, совместных общественно полезных дел.



Сроки реализации проекта: 0ктябрь 2008 г.– март 2009 г.
Перспективы распространения результатов проекта

Проект позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркотизации на ранней стадии через комплекс различных мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.

Создать в школе атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

Эффект проекта в перспективе:

Участники проекта получат необходимые знания по профилактике ПАВ. Данный проект даст возможность, детям получить базовые знания в области самозащиты от ПАВ, ВИЧ-инфекции.

Благодаря выпущенному буклету «Мы за здоровое общество XXI века!», родители и дети будут постоянно информироваться. Разработанные мероприятия, проведённые в ходе реализации проекта «Мы за здоровое общество XXI века!», пополнят методическую копилку для педагогов.

Управление проектом

Управляет реализацией проекта Координационная комиссия.


Ресурсы:

Кадровые:

п\п

Фамилия, имя, отчество специалиста

Место работы, должность, ученое звание, ученая степень

Стаж работы в данной должности, лет

1.

Верещагина Людмила Викторовна

Директор школы

25 лет

2.

Зацепина Зинаида Перфильевна

Заместитель директора школы по ВР

24 лет

4.

Васютин Сергей Викторович

Социальный педагог


12 лет

5.

Васютина Татьяна Николаевна

Педагог-психолог

2 года

6.

Григорьева Наталья Николаевна

Учитель биологии

10 лет

9.

Соловьева Елена Юрьевна

Старшая вожатая

6 год

10.

Иванова Дарья Андреевна

Капитан детской организации «Алые паруса».

Первый год

11.

Зацепин Борис Николаевич

Участковый милиционер

23 года

12.

Чупракова Ирина Владимировна

Фельдшер Отрокского ФАП

5 лет

Методические:

  1. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени/. СПб., 2003.

  2. Б.И. Хасан
    Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. Пособие / Хасан Б.И., Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И.; Краснояр.ун-т. – Красноярск,2003.

  3. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Макеева А.Г.
    Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А.Г. Макеева; Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ / Под науч.ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культуа», 2003.

  6. Вострокнутов Н.В.
    Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик / Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  7. Сирота Н.А.
    Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  8. Харитонова Н.К.
    Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети / Н.К.Харитонова, Л.О.Пережогин, А.Ю. Лесогоров. – М.: Моск.гор.фонд поддержки шк.книгоиздания, 2004.

  9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – (Серия В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / Министерство образования и науки российской федерации).

  10. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.
    Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.

Материально-технические:

1. Видеопроектор

2. Компьютерный класс

3. Видеомагнитофон

4. DVD-плеер

План – карта по реализации проекта

Этап

Действие

Мероприятие

Форма работы

Участники

Когда

I этап

Подготовительный

Организация деятельности клуба «Наркопост»

Собрание ДО «Алые паруса»

заседание

Учащиеся 1-11 кл, рабочая группа проекта

октябрь

Раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому



Диагностика:

проведение исследований по вредным привычкам у школьников создание в школе единого банка данных о семьях и несовершеннолетних «группы риска», состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе




посещение семей учащихся;

тестирование, анкетирование родителей и детей;

поиск педагогических рекомендаций, повышающих эффект отказа детей от вредных привычек;

общешкольные педагогические рейды: клуба «Наркопост», родительский патруль



Учащиеся 1-11 кл

Родители


Жители села

Участковый милиционер

КДН





Корректировка и совместное планирование действий реализации проекта

«Круглый стол»

Все участники реализации проекта

II этап

основной

Информирование детей, родителей. Вовлечение детей и родителей в пропаганду Здорового Образа Жизни



«Мы за здоровый образ жизни»,



Лекции

Конкурс рисунков,

стенных газет, слоганов


Родители, учащиеся, педагоги, фельдшер Отрокского ФАП, учитель биологии


Ноябрь – февраль




«Сохраним наших детей здоровыми»

Родительское собрание

Рабочая группа по проекту, СДК, Сельская библиотека




«Наркоситуация в молодёжной среде»

Лекция

Учащиеся 5-11 классов, классные руководители, социальный педагог, инспектор ПДН




«Спорт вместо наркотиков»


Акция

Все участники проекта




«В здоровом теле здоровый дух»,

Спортивные игры

Учащиеся 1-11 классов, родители, классные руководители, социальный педагог, тренеры спортивно – оздоровительного клуба «ФАКЕЛ».




Посещение семей учащихся (патронат)

Социальный педагог, участковый милиционер, КДН.




«Здоровым быть – это круто!».


Акция

Все участники проекта, СДК, Сельская библиотека




«Всё о ПАВ».


Круглый стол

Учащиеся 8-11классов, родители, педагоги, фельдшер ФАП.




«Реальная ситуация»,

Ролевая игра

Учащиеся 5-11классов, социальный педагог, педагог- психолог




«Лучше конфета, чем сигарета!»;



Акция

Все участники проекта




«Право на жизнь»

Просмотр фильма

Учащиеся 5-11классов,

все участники проекта








«Право на жизнь»

Дискуссия

Учащиеся 5-11классов,

педагоги, родители






Консультации психолога, социального педагога (для родителей и детей)

Педагог –психолог, социальный педагог, родители, учащиеся.

III этап

заключительный

Подведение итогов по реализации проекта

Диагностика

Тестирование, анкетирование, патронат.

Учащиеся 1-11 классов, педагог психолог, социальный педагог.

Март

Выпуск буклета «Мы за здоровое общество XXI века»

Клуб «Наркопост», социальный педагог.

Оформление стендов «Наркоситуация в молодежной среде», «Мы за ЗОЖ», «Информация для родителей»

Все участники проекта

Пополнение методической копилки для педагогов

Рабочая группа проекта



Приложение5

Тематика классных часов для учащихся начальной школы


НАИМЕНОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ НА ТЕМУ

Занятие 1.Ты и твои друзья.

1

Занятие 2. Проективная методика «Что делает человек, когда ему плохо/хорошо».

1

Занятие 3. Курение и его последствия.

1

Занятие 4. Действие алкоголя на человека.

1

Занятие 5. Скажи уверенное «Нет!»

1

Занятие 6. Твое здоровье.

1


Тематика классных часов для учащихся 5-6 классов

Наименование занятия

Кол-во часов на тему

Занятие 1.Способы и виды общения. Социальные роли, умение спорить, конфликты и способы их решения.

1

Занятие 2. Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

1

Занятие 3. Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения, алкоголизации.

2

Занятие 4. Удовольствие в жизни. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости.

1

Занятие 5. Успешный человек. Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.

1



Тематика классных часов для учащихся 7-9 классов

Наименование занятия

Кол-во часов на тему

Занятие 1. Почему мы конфликтуем?

1

Занятие 2. Как вести себя в конфликте?

1

Занятие 3. Как воздействует табак на организм человека?

1

Занятие 4. Как воздействует алкоголь на организм человека?

1

Занятие 5. Что мы знаем о психологическом здоровье?

1

Занятие 6. Как быть уверенным в себе? Умеем ли мы уважать себя?

1


Тематика классных часов для учащихся 10-11 классов

Наименование занятия

Кол-во часов на тему

Занятие 1. Знакомство. Взаимодействие с другими людьми.

1

Занятие 2.Способы общения: вербальное и невербальное.

1

Занятие 3.Слушание как коммуникативное качество личности.

1

Занятие 4.Эмоции. Роль удовольствия для человека.

1

Занятие 5.Любовь и дружба как человеческая ценность.

1

Занятие 6.Последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков.

1

страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru