12+
→ Портфолио как средство профессионального роста педагога

Портфолио как средство профессионального роста педагога

страница 1

С.Г.Смыслова,


заведующий МДОУ д/сад №4, с.Елово.

Портфолио как средство профессионального роста педагога

Мир постоянно информировано усложняется. И сейчас наш словарь обогатился новым термином «портфолио».

Сегодня в условиях модернизации образования, повышения качества образовательных услуг первостепенное значение приобретает профессиональный рост педагога. Современному педагогу необходимо быть конкурентно способным, уметь позиционировать себя в педагогическом обществе. Одним из средств профессионального развития выступает портфолио педагога, который является одновременно и формой самооценки, и технологией саморазвития, и методом стимулирования творческой активности, и средством оценки профессионального развития педагога.

Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен, а педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что педагог не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет.

Таким образом, портфолио – форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки профессиональной педагогической деятельности. Портфолио позволяет учитывать все достижения педагога, фиксировать промежуточные и конечные результаты самых разных видов деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основная цель портфолио –



  • проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога;

  • выявить динамику роста профессиональной компетентности педагога;

  • представить окружающим собственную педагогическую деятельность педагога.

В МДОУ разработано портфолио педагога, в его основу положены следующие принципы:

  1. Принцип инновационности (в целях, содержании, методах, формах, способах организации, в управлении) означает, что представленный материал всеми составными частями должен работать на развитие воспитательно-образовательного процесса, осуществляется путем изобретения (или использования) технологической разработки и освоения новшеств, которые должны привести к качественно новым результатам.

  2. Принцип системности требует наличия четкой структуры собранного материала, отражающего деятельность педагога.

  3. Принцип научности – это обоснованность каждой инновационной идеи, опора предлагаемых новшеств на теоретические положения, научную концепцию, чтобы было понятно, почему предлагаемое нововведение может дать лучшие результаты.

Портфолио выполняет следующие функции:

    • целеполагающую – поддерживает профессиональные цели педагога;

    • содержательную – раскрывает весь спектр выполняемых педагогом работ;

    • развивающую – обеспечивает непрерывность профессионального роста педагога от года к году;

    • диагностическую – фиксирует изменения, и профессиональный рост за определенный период времени;

    • мотивационную – поощряет результаты деятельности педагога;

    • рейтинговую – показывает диапазон навыков и умений, использование приобретенного опыта.

Портфолио состоит из трех разделов:

  1. Раздел «Информационный»

    • Фото педагога

    • Ф.И.О. педагога

    • Дата рождения

    • Дата поступления на работу

    • Должность

    • Перемещения по службе

    • Стаж работы

    • Квалификация

    • Документ об образовании

    • Прохождение курсовой подготовки

    • Награждения

В данный раздел мы включили методы определения личностных качеств педагога, с целью самопознания, самовоспитания своих личностных качеств и способы их преодоления. Мы считаем, что качества личности во многом определяют деятельность педагога.

Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять самим собой. Целенаправленная саморегуляция есть тот самый ключ, который поможет каждому педагогу открыть в самом себе резервы этой силы.

Нами подготовлен пакет диагностических методик, который включают в себя:


  • Оценку общительности (тест по В.Ф. Ряховского)

  • Самооценку эмпатических способностей (тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова)

  • Оценка агрессивности (тест А.Ассингера)

  • Тест – опросник измерения мотивации достижения (тест М.Ш. Магомед-Эминова)

  • Индивидуальный стиль педагогической деятельности

  • Оценка профессиональной направленности личности педагога

  • Методика «Кризисы профессионального развития учителя». Направлен на выявление кризисного состояния педагогов, их признаки, уровень переживания кризисов. Кроме того, методика дает возможность определить внутреннюю иерархию ценностей педагогов, их ориентацию на саморазвитие, открытость новому, мобильность.

Индивидуальная карта педагога муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Лира"


Ф.И.О. __________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________

Документ об образовании __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дата поступления на работу ________________________________________________

Должность ______________________________________________________________

Перемещение по службе


п/п

Должность

Период работы






























Стаж педагогической работы


Год

Должность

Стаж работы в данной должности

Общий педагогический стаж

Общий трудовой стаж

2007













2008













2009













2010













2011












Квалификационная категория, дат присвоения ________________________________



________________________________________________________________________

Прохождение курсовой подготовки


п/п

Название курсов повышения квалификации

Кол-во часов

Сроки

Вид, номер получаемого документа

Выполненная работа







































Награждения


п/п

Вид награждения

Год






















  1. Раздел «Документы»

Позволяет предоставить наиболее полную информацию о педагоге, дать представление о результатах деятельности педагога, отобразить некоторые особенности личности автора.

  • Аттестационный лист

  • Представление о результатах педагогической деятельности и воспитанников

  • Рецензии на статьи, работы

  • Рекомендательные письма

  • Отзывы педагогического сообщества и общественности

  • Сертификаты на работы

  • Отзывы родителей




  1. Раздел «Педагогическая деятельность»

В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:

  • Методическая тема педагога, ее актуальность и глубина проработанности.

  • Описание основных форм и направлений творческой активности (самообразования, разработка методической темы).

  • Дидактические и методические разработки педагога (конспекты занятий, планирование, диагностические материалы, сценарии досуговых мероприятий, игры)




п.п.

Название

Цель

Краткое содержание

Результат

Дата






















  • Материалы, характеризующие результаты освоения воспитанниками программ и другие достижения (например, участие в конкурсах) (Материалы должны давать представления о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период).

  • Описание используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора.

  • Средства педагогической диагностики для оценки результатов.

  • Самоотчеты о работе за учебный год.

  • Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.




п.п.

Название

Уровень

Результат

Дата



















  • Информация о проведении открытых мероприятий (педсовет, МО организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер – классов, участие в методических и тематических неделях и т.д.) и их оценка.



п.п.

Выступления на заседаниях МО, педсоветах, семинарах и т.д.

Форма представления

Тема выступления

Дата

Уровень представления

Оценка

























  • Публикации педагогов




п.п.

Название публикации

Орган издания (выходные данные)

Объем

Результат



















  • Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады




п.п.

Форма представления

Тема

Уровень представления материалов

Дата

Наличие отзыва


















Работа по внедрению портфолио позволила отметить положительные стороны:



  1. Дает возможность увидеть рост педагогического мастерства педагога.

  2. Помогает создать имидж педагога.

  3. Возможность оценить себя по достоинству.

  4. Стимулирует к саморазвитию.

  5. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой.

В ходе внедрения портфолио были выявлены следующие проблемы:

  1. Нет единых требований и критериев к портфолио

  2. Непонимание некоторыми педагогами значимости ведения портфолио для профессионального роста.

  3. Не разработан механизм сбора документов и материалов для портфолио.


По нашему мнению, портфолио поможет в карьерном росте педагога, его профессиональной компетентности и мастерстве. Это повлияет и на повышение уровня развития воспитанников.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru