12+
→ Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования

страница 1 страница 2 ... страница 20 страница 21

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа»





Утверждаю

Директор МОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» _______________Кагарманова Р.З.

«____»_____________ 2011г.




Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»

на 2011-2014 гг

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………............4
1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………............7

1.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) ………………………............9

1.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)………………………... ……...........12

1.3. Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)………..14

1.4. Русский язык. …………………………..16

1.5. Литературное чтение. ……………………..19

1.6. Иностранный язык (английский) ………………………………..22

1.7. Математика …………………………………..24

1.8. Окружающий мир ………………………………..27

1.9. Музыка ………………………………..29

1.10. Изобразительное искусство …………………………..31

1.11. Технология ……………………………..33

1.12. Физическая культура ……………………………..35
2. Учебный план начального общего образования…………………………………………………38
3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………..43

3.1. Ценностные ориентиры начального общего образования………………………………………..43

3.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования ……………………………………..44

3.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов …………………48 .4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся …………………………52

3.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию………………………55
4. Программы отдельных учебных предметов, курсов

4.1. Общие положения …………………………………..58

4.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования……...59
5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………..80

5.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………………………..81

5.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………82

5.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………83

5.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………………………..86

5.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования ………………………………………………..87

5.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся ………………………………………………..91

5.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся…………………………………………………………………………………………………91

5.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………………………..92
6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ………...........96
7. Программа коррекционной работы…………………………………………………………….100
8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

8.1. Общие положения ………………………………………………106

8.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов………...........107

8.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений………………………………………………………………………………………………….112

8.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию ………………………………………………114
Используемые понятия, обозначения и сокращения

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Описание типа и вида ОУ.

Школа расположена в сельском населенном пункте. Удалена от районного центра на 20 км. Является единственным образовательным учреждением в селе. Имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – основная общеобразовательная школа.



Специфика МОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа», зарегистрировано как юридическое лицо, имеющее лицензию и аккредитацию.

Социокультурные особенности и потребности территории.

Учитывая условия микрорайона, социальное окружение, социальное положение школьников, коллектив школы видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития каждого школьника, помочь каждому самоопределиться, самореализоваться как уникальной неповторимой личности.

Следует отметить, что при сопоставлении образовательных потребностей учащихся и их родителей, отмечена практически одинаковая востребованность тех или иных предметов.

В последние годы возрос спрос родителей на получение их детьми информационного образования, в связи с этим школа рассматривает возможности введения предмета информатики со 2 класса.


Адресность образовательной программы.

Программа адресована педагогическому коллективу МОУ «Старокутлумбетьевская общеобразовательная школа», учащимся 1-4 классов и их родителям.

Сроки освоения программы: 2011-2015 г.г.

Характеристика учащихся, которым адресована программа: возраст 6,5-11 лет. Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья.

В первый класс пойдут 6 детей, все дети из полных семей, 1 человек из многодетной семьи, сирот нет. Детский сад посещали все. Состояние здоровья у детей хорошее: нет детей с нарушением зрения и слуха.

Условия реализации основной образовательной программы
Обучение в школе ведется в одну смену. Занятия начинаются в 9 часов и заканчиваются в 14.45. Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели во 2-11 классах, в 1 классе - пятидневка. 100 % обучающихся занимаются в первую смену Продолжительность уроков – 45 минут, в субботу - 40 минут. В первом классе продолжительность урока в сентябре-октябре составляет 35 минут с обязательным проведением двух физминуток по 1,5-2 минуты каждая, ежедневно проводится 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми; со второй четверти ежедневно проводится 4 урока по 35 минут, а со второго полугодия продолжительность уроков - 45 минут. Перемены между уроками: 2 - по 20 минут, остальные - по 10 минут. Продолжительность обучения составляет на первой ступени - 4 года (1-4 классы), на второй – 5 лет (5-9 классы), на третьей ступени – 2 года (10-11классы). Недельная нагрузка на каждой ступени соответствует базисному учебному плану и рекомендациям СанПиНов. Режим занятий определяется годовым учебным графиком и расписанием занятий, самостоятельно разработанными школой и утвержденным директором по согласованию с органами управления образованием и с учётом заключения Роспотребнадзора. Во второй половине дня - с 15.00 до 19.00 - согласно расписанию проводятся факультативы, ИГЗ, консультации, занятия кружков, спортивных секций, занятия по интересам, общешкольные мероприятия.

Работа начальной школы направлена на выстраивание единого образовательного пространства на этапе дошкольной и начальной ступенях образования на основе реализации обновленного содержания образования. В школе организованы и успешно функционируют «Школа будущего первоклассника» (ШБП), дошкольная группа «Радуга».

Ежегодно учащиеся начальной школы принимают участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня и вида. Каждый ученик начальной школы имеет возможность оценить свои знания и возможности в международных конкурсах и играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка».

Материально-техническая база

В школе имеются:

- спортивный зал, оснащенный в достаточном количестве спортивным инвентарем,

- уличная спортивная площадка,

-тренажерный зал,

- компьютерный класс на 6 рабочих мест,

- интерактивная доска -1,

- мультимедиа проектор - 3,

- принтер – 5,

- ноутбук – 1,

- лингафонный кабинет – 1,

- кабинет домоводства,

- столовая на 60 посадочных мест,

- библиотека.

Имеется единая локальная сеть, доступ в интернет разрешен с любого компьютера, действует федеральная система фильтрации контента.

Медиатека щколы содержит 80 компьютерных и мультимедийных программ по многим предметам и ступеням обучения.


Характеристика кадрового состава

Школа укомплектована кадрами полностью. В школе работают 16 педагогов. Возрастной состав кадров: до 30 лет - 2 человека, от 31 до 40 лет - 1 человека, от 41 до 50 лет - 9 человек, от 51 до 60 лет - 4 человек. Квалификационный состав: высшую категорию имеют 6 человек, 1 категорию - 9 человек, 2 категорию – 2 человека.

В числе педагогических работников школы награждены:

Почётной грамотой МО РФ – 7,

- награждены грамотой Министерства образования Оренбургской области (Департамента общего и профессионального образования, ГУО) – 4,

- награждены грамотой отдела образования Матвеевского района– 13,

- имеют благодарность главы администрации района – 5,

- победители районного конкурса «Учитель года» - 2,

- победители конкурса лучших учителей России в рамках президентского национального проекта «Образование» - 4,

- имеют благодарность за участие в конкурсах сочинений – 4,

- благодарности Министерства образования Оренбургской области за подготовку лауреатов конкурса «Рукописная книга» - 1.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:


  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и.т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.



Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.



В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:



  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



  1. страница 1 страница 2 ... страница 20 страница 21



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru