12+
→ Опыт работы школы (2005-2010 год) Аттестация компетентностей сельских

Опыт работы школы (2005-2010 год) Аттестация компетентностей сельских

страница 1
ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ

(2005-2010 ГОД)

Аттестация компетентностей сельских школьников
В стратегии модернизации общего образования понятие «компетентности» имеет ключевое значение в сферах самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-правовой, культурно-досуговой и бытовой деятельности учащихся. Уровень ее освоения учащимися должен контролироваться не только учителями, но и школьниками, родителями и общественностью. Должна функционировать система способов воздействия общества на личность школьника для регуляции его поведения в соответствии с общепринятыми нормами. Такая система поддерживает стабильность учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Родители часто жалуются на то, что подростки не желают их слушать, отвечать за свои поступки, стремясь решать свои проблемы силой, примерно так, как их почти ежедневно учит наше телевидение с его бесконечными боевиками и страшилками. По мере того как прошлое все более и более отдаляется от настоящего и происходят социальные перемены, все больше отличаются стандарты поведения и образ жизни современных подростков от их сверстников прошлых лет. У сегодняшних парней и девчат появляется чувство, что все старое «якобы» нежизнеспособно, не соответствует современным нормам поведения. В этом калейдоскопе мыслей и мнений имеется позитивное и негативное. Позитивно то, что сегодня идеал молодежи – инициатива, деловитость, практическое умение в делах, расчетливость, бережливость, личная ответственность, и то, что значимым становится крепкое здоровье, материальная обеспеченность, высокие доходы. Вместе с тем наблюдается уход некоторой части молодежи в сферу личных интересов. В их сознании доминирует индивидуальная жизненная выгода. Трудолюбие, профессиональные знания уходят на второй план. Характерно, что трудовая деятельность не связывается молодежью с любимой работой и развитием собственных способностей. Преследуя материальные выгоды, они не считаются с общенациональными интересами, духовно-нравственными идеалами, этнокультурными традициями народа. Такая ситуация взросления может выйти из-под контроля общества, что нанесет огромный ущерб воспитанию молодежи.

Практика оценивания школой ребенка лишь с точки зрения учебных достижений не позволяет ему проявить себя в качестве субъекта трудовой и общественной жизни школы, семьи, села. В этом вся беда, потому что учебная работа не связывается с реальной жизнью и дети не проходят в полной мере полноценную социальную практику. В такой оторванности — негативная сторона воспитательной работы школы.

По нашим наблюдениям, компетентностный подход к содержанию школьного образования дает несколько важных возможностей. Во-первых, задаются конкретизированные ориентиры как учебно-трудовой, так и общественной деятельности учащихся, у школьника формируется совокупность устойчивых мотивов деятельности, ориентирующих его учебу, поведение, интересы, убеждения и ценности на новые социально-экономические отношения в обществе.

Во-вторых, в классе, школе, дома, местном социуме создается здоровый социально-психологический климат ожидания высоких результатов учебной, трудовой и творческой деятельности ученика; появляется психологический акт переживания из-за неудач, радости от успехов, что окрыляет ученика, нацеливает на новые достижения; порождает стремление взяться за дело с удвоенной силой, энергией. Создается ситуация личного успеха в учебно-трудовой, общественной деятельности.

В-третьих, направленность школьной учебно-воспитательной работы на формирование ключевых компетентностей дает возможность выпускникам школы безболезненно войти в новые социально-экономические условия жизни, самостоятельно устроить свою учебу, отдых и жизнь.

Наша школа вот уже много лет оценивает образованность учащихся в форме аттестации, почти сходной с ныне предложенной тематикой компетентностей.

Критериями сформированности каждого вида компетентности в условиях сельской школы могут служить следующие наборы признаков. По каждому из них предусмотрены следующие оценки: минимальный, продвинутый, высокий.


1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

• Аккуратность, дисциплинированность, выполнение учебных заданий.

• Успехи в учебной деятельности (качество учебы, успехи в олимпиадах, викторинах, смотрах, конкурсах). Любознательность (1–4 классы), познавательный интерес (5–9 классы), потребность в знаниях, самомотивация в учебе (10–11 классы).

• Самообразование (расширение, углубление ЗУН, подготовка к смотрам, олимпиадам, конкурсам).

• Творчество, проектная деятельность (поиск нового, анализ и синтез, наблюдательность, воображение).

• Активность (энергичность, инициативность) в применении знаний и умений на практике.

• Ответственность за учебу как важнейшее условие развития интеллекта (внимания, памяти, воображения, мышления и воли).
2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности

• Соблюдения Правил для учащихся, Устава школы и установленных норм поведения в учебной и общественно-трудовой деятельности.

• Сознательное и активное выполнение обязанностей перед классом, школой, родителями, обществом.

• Точное соблюдение и уважение законов, норм.

• Общественно-гражданская компетентность означает то, что ребенок ежечасно, ежедневно несет добро людям, обществу, товарищам по совместной учебе, друзьям, участвует в организации благоприятной, здоровой, культурной обстановки, удобной для учебы, отдыха и труда.
3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности

• Соблюдение трудовых обязанностей и посильное участие в уборке класса и территории школы, своего дома.

• Сохранение общественной собственности в первозданном состоянии.

• Работа по озеленению класса, кабинета, поселка, благоустройство территории школы.

• Качество и результативность летнего труда ученика.

• Интерес к труду (1–4 классы), потребность в труде (5–9 классы), готовность к профессиональному самоопределению (10–11 классы).


4. Компетентность в бытовой сфере

• Выполнение обязанностей в организации жизни семьи.

• Соблюдение личной гигиены, норм санитарной и экологической культуры.

• Занятия по укреплению своего здоровья.


5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

• Культура отдыха.

• Разнообразие в сочетании учебы, труда и отдыха (посещение концертов, рыбалка, прогулка, чтение книг, участие в спортивных соревнованиях и в художественной самодеятельности, просмотр телевизионных передач, соблюдение этики этнокультурных традиций народа).
Процедура проведения аттестации

Проводится, как уже указывалось выше, в конце учебного года. Классный руководитель совместно с активом, с учетом мнения самого ученика, готовит проект о том, какую оценку выставить ученику по пяти компонентам. При оценке следует знать частоту проявления того или иного признака в его поведении. Методика рефлексивная, то есть сочетает внешние оценки родителя, учителя и актива учащихся с внутренней самооценкой ученика.



Результаты в форме ежегодного приказа директора по школе оглашаются в доброжелательной торжественной обстановке на празднике Последнего звонка в присутствии всех учащихся, родителей, председателя Чайковской сельской администрации, приглашенных гостей от администрации Боготольского района (Учредителя). Происходит награждение лучших учащихся, добившихся заметных и значительных успехов в учении, труде, общественной и культурной жизни школы, поселка, района. Мы вручаем особый приз «Открытие года» ученику или классному коллективу, которые проявили себя так, как мы того и не ожидали. Это дает стимул к дальнейшему развитию компетентностей детей.

Целостный подход к формированию личности школьника, близкий к нынешнему пониманию компетентности, заложенный нами в учебно-воспитательный процесс в условиях сельской школы, дает хорошие результаты: наши выпускники отличаются своей подготовленностью к продолжению образования, воспитанностью и устойчивой ценностной ориентацией в жизни. Такая система поддерживает стабильность учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru