12+
→ Олимпиадные задания по истории России (10-11 класс). Школьный этап

Олимпиадные задания по истории России (10-11 класс). Школьный этап

страница 1
Олимпиадные задания по истории России (10-11 класс).

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 90-135 минут

Задание 1.

«Разобрать по векам».

№№ перечисленных событий расставьте в соответствующие графы таблицы.



Век

№ №


10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21








































  1. Борьба с печенегами 2. Опричнина 3. Медный бунт 4. Семибоярщина 5. Отмена крепостного права 6. Строительство Софийского собора в Киеве 7. Дворцовые перевороты 8. Русско-японская война 9. НЭП 10. Введение христианства на Руси 11. Начало книгопечатания в нашей стране 12. Создание краткой редакции «Русской правды» / Правда Ярослава/ 13. Антиордынское восстание в Твери 14. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» 15. Строительство Успенского собора в Московском Кремле 16. Установление ордынского ига на Руси 17. Междуцарствие 18. «Избранная рада» 19. Двоевластие 20. Княжение Владимира Мономаха в Киеве 21. Создание иконы «Троица» А. Рублевым 22. События, отраженные в «Слове о полку Игореве» 23. «Хождение за три моря А. Никитина» 24. Избрание В. Путина президентом РФ 25. Принятие «Соборного Уложения» 26. Присоединение Тверского княжества к Московской Руси 27. Сражение на р. Воже 28. Сражение на р. Сить 29. Сражение на р. Альме 30. Сражение на р. Альте

1 балл за каждую правильно расставленную дату. Максимальное число баллов – 30.

Задание 2.
«Что произошло?» От полученного в сумме числа отнять 1000.

1. Вступление России в первую мировую войну + Роспуск III Государственной думы = ?

2. Падение монархии в России + Восстание на броненосце «Потемкин» = ?

3. Аграрная реформа Столыпина + Начало русско-японской войны =?

1 балл за каждую правильно определенную дату. Максимальное число баллов – 9.

Задание 3.

«Двойные даты»

Назовите дату указанного события и еще одно событие, произошедшее в этом году.


Событие

Дата

Событие


  1. Невская битва

  2. «Соборное Уложение»

  3. Венчание Ивана Грозного на царство

  4. Подписание пакта о ненападении между СССР и Германией








1 балл за правильно названную дату + 1 балл за названное событие.

Максимальное число баллов 8.



Задание 4.

Что объединяет эти географические названия:

а) Рязань, Козельск, р. Сить.

б) Орешек, Нарва, Лесная.



1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 2

Задание 5.

Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например, Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?



  1. Ленинград 2. Куйбышев 3. Горький 4. Свердловск 5. Орджоникидзе 6.Ульяновск

1 балл за каждое правильное название. Максимальное число баллов – 6.

Задание 6.


Составьте определение из предложенных слов:

а) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;

б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.

3 балла за «собранное» определение +1 балл за определяемое слово (понятие). Максимальное число баллов – 8.
Задание 7.

Определите оппозиции

а) консерватизм – либерализм; б) западники - …; в) монархисты - …; г) реформа - …; д) Антанта - …; е) Никон - …



1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.

ПЕРСОНАЛИИ

Задание 8.

Назовите прозвища правителей.

а) Юрий – Долгорукий; б) Дмитрий - …; в) Иван IV- …; г) Алексей Михайлович - …; д) Петр I - …; е) Екатерина II - …;

ж) Николай I - …; з) Александр II - …; и) Александр III - …;

к) Николай II - …;



1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 9.

Задание 9. Составьте «делегацию России» на «международную конференцию «Гордость человечества». В делегации должно быть представлено 10 человек: государственный деятель, реформатор, военачальник, ученый, литератор /поэт или прозаик/, художник, архитектор, скульптор, музыкант / композитор или исполнитель/, театральный деятель /актер или режиссер/.

Обоснуйте свой выбор по каждому делегату, перечислив его заслуги и право быть «первым среди равных».

Период выберите сами из предложенных:


  • Россия XVIII века

  • Россия первой половины XIX века

  • России второй половины XIX века

По 3 бала за каждую обоснованно выбранную кандидатуру. Максимальное число баллов – 30.

Задание 10

Прочитайте эти высказывания и ответьте на вопросы.

а/ «И сказал брат брату: «Это мое и то мое же» и стали князья про малое «это великое» молвить – и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую». По какому поводу сказаны эти слова./ Вариант вопроса: О каком явлении идет речь/. В каком произведении звучат эти строки?

б/ «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Кому принадлежат эти слова? По какому поводу они сказаны?



1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 4.
КУЛЬТУРА

Задание 11.

Определите “лишнее” в каждом ряду





  1. а) «Боярыня Морозова» б) «Утро стрелецкой казни» в) «Бурлаки на Волге» г) «Меньшиков в Березове».

  2. а) Захаров б) Клодт в) Воронихин г) Монферан

  3. а) Невельской б) Дягилев в) Крузенштерн г)Лазарев

  4. а) Исаакиевский собор б) Казанский собор в) Храм Христа Спасителя

г) Церковь Покрова на Нерли

  1. а) «Князь Игорь» б) «Хованщина» в) «Лебединое озеро» г) «Руслан и Людмила»

  2. а) «Евгений Онегин» б) «Горе от ума» в) «Ревизор» г) «Гроза»

  3. а) «Золотой век» б) «Серебряный век» в) «Бронзовый век».

1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 7.

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ.


Задание 12.


Перед вами по два высказывания по поводу того или иного исторического события. Кто на Ваш взгляд прав? Обоснуйте свой ответ.

О реформах 60-х-70-х годов Х1Х века



«Россия стала другой. Был сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий, по меньшей мере до 1905 года…Часто и постоянно пишут, что реформы могли быть много лучше…Осмелимся заметить, что за короткий срок было все же сделано немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не критериями более поздними.

Из книги историка Н.Я. Эйдельмана «Революция сверху в России»

«Если бы Александр Второй в условиях общественного подъема завершил цепь реформ созданием представительного, пусть только законосовещательного учреждения... Это было бы шагом к конституционной монархии... Разбег преобразований 60-х годов не достиг своего финиша, самодержец до революции сверху не дошел»

Из книги историка Б.Г. Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива».

5 баллов за каждый обоснованный ответ.

ТВОРЧЕСКИЙ ТУР

Напишите эссе.

Темы эссе (по выбору)

10-11 классы.



  1. «Прошедшее лежит перед нами открытой книгой. Нехорошо не уметь читать в ней; еще хуже уметь читать чего в ней не написано». (В.О. Ключевский).

  2. До середины 19 века историю считали искусством, позднее – наукой. А как думаете Вы?

Критерии оценки.

Понимание сути темы эссе и ее полновесное раскрытие – 20 баллов

Убедительность аргументации своего мнения фактами, свидетельствами источников, теоретическими доводами и рассуждениями – 15 баллов

Логичность и ясность рассуждений, выражение эмоционально-личностного отношения – 15 баллов

Стройность и выразительность стиля и формы работы – 15 баллов

Ответы 10-11 класс

Задание 1.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

10

1

6

12



30

20 22

16

28


13

27


15 21 23

26


2

11

18



3

4

25



7

5

14

17



29

8

9

19



24

Задание 2.


  1. 1914+1912=1826 – образование III отделения собственной его императорского величества канцелярии ( «чугунный» устав )

  2. 1917+1905= 1822 – образование Северного общества декабристов

  3. 1906+1904= 1810 – образование Государственного совета

Задание 3.

1.Поход монголо-татар на Южную Русь 2.1649 – Зборовский мир 3.1547 – Восстание в Москве. 4.1939 – начало Второй мировой войны



Задание 4.

а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь

б) Северная война.

Задание 5.


  1. Санкт-Петербург

2. Самара

3. Нижний Новгород

4. Екатеринбург

5. Владикавказ

6 .Ульяновск

Задание 6

1.Дань


2.Рядович

Задание 7.

б) славянофилы, в) республиканцы, г) революция, д) Тройственный союз, е) Аввакум.



Задание 8.

б) Донской в) Грозный г) Тишайший д) Великий е) Великая

ж) Палкин з) Освободитель и) Миротворец к) Кровавый.

Задание 9.

Например: Александр II, Сперанский, Кутузов, Попов, Пушкин. Репин, Росси, Клодт, Чайковский, Станиславский. Возможны любые варианты, главное, чтобы выбор был аргументирован.



Задание 10.

а) «Слово о полку Игореве». О междоусобной борьбе между русскими князьями и набегах половцев.

б) Князь Святослав, перед сражением с превосходящими силами византийцев.

Задание 11.

1.в, 2.б, 3.б, 4.г, 5в, 6 а, 7. в.

Внимание! Задание 12 оценивается комиссией самостоятельно, т.к. возможны разные варианты аргументированных оценок.
Критерии оценки эссе:

Понимание сути темы эссе и ее полновесное раскрытие – 20 баллов

Убедительность аргументации своего мнения фактами, свидетельствами источников, теоретическими доводами и рассуждениями – 15 баллов

Логичность и ясность рассуждений, выражение эмоционально-личностного отношения – 15 баллов



Возможно сокращение баллов.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru