12+
→ Образовательная программа (проект) г. Березники, 2011 Содержание

Образовательная программа (проект) г. Березники, 2011 Содержание

страница 1
Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №64»




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(проект)

г.Березники, 2011


Содержание

I часть

Раздел 1.



Пояснительная записка …………………………………………………………… 3
Раздел 2.

Организация режима пребывания детей в ДОУ ………………………………… 16


Раздел 3.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению детьми образовательных областей ООП …………………………. 45
Раздел 4.

Содержание коррекционной работы ……………………………………….…… 66


Раздел 5.

Планируемые результаты освоения детьми ООП ………………………………… 69

Раздел 6.

Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения ООП …………………………………………. 78
II часть.

Раздел 1.

Особенности организации образовательного процесса

в группах раннего возраста ………………………………………………………… 81

Раздел 2.

Вариативные формы дошкольного образования в ДОУ ………………………….. 96

Раздел 3.

Условия реализации ООП в ДОУ ………………………………………………….. 96

Литература ……………………………………………………………………………. 104

I часть

Раздел 1. Пояснительная записка
Проект основной образовательной программы МАДОУ №64 разработан на период перехода с 2011 по 2013 гг в соответствии с

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». СанПиН 2.4.1.2660-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91);

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

Основная образовательная программа ДОУ разработана с учётом комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа рассчитана на работу с детьми с 1 до 7 лет и детьми с нарушениями речи с 5 до 6 лет.

Детский сад обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 1 года до 7 лет. Общее количество групп – 11. Из них 9 групп – общеразвивающей направленности, 2 – компенсирующей направленности (логопедические). Группы компенсирующей направленности посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Нормативная наполняемость ДОУ – 194 ребенка. Наполняемость групп общеразвивающей направленности:

- для детей раннего возраста от 1 до 3 лет - 15 детей;

-для детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет – 20 детей;

Наполняемость логопедических групп – 10 детей.

Возрастной принцип комплектования групп определяет пребывание в каждой возрастной группе детей одного возраста и обеспечивает целенаправленность процесса воспитания и обучения, учитывая их возрастные особенности.

- группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста - от 1,5 до 3 лет, которые реализуют основ­ную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития и осуществляет деятельность по присмотру и уходу;

- группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста - от 3 до 7 лет, которые реализуют основ­ную общеобразовательную программу дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития;

- группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста - от 5 до 7 лет, которые ре­ализуют основную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая включает деятельность по осуществлению ква­лифицированной коррекции недостатков в психическом и речевом развитии детей. В группах компенсирующей направленности обеспечивается вос­питание, обучение и развитие детей с общим недоразвитием речи;


Возрастные особенности детей второй младшей группы (3-4 лет)
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.



Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.


Мышление.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».


Речь.

Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произноше­ния. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Восприятие.

В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и боле цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).



Память.

У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ре­бенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.



Внимание.

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.



Воображение. На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Эмоциональная сфера.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, форми­руется эмоциональное предвосхищение.



Развитие мотивационной сферы.

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мо­тивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и за­тем последовательно развивается. Именно с этими измене­ниями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравни­тельно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привле­кательный предмет. Включаясь в новые си­стемы отношений, новые виды деятельности. появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирую­щейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успе­ха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с ус­ваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мо­тивация достижения. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает об­раз другого человека (взрослого, других детей).

Развитие самосознания.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребенок он научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.

Для ребёнка становиться важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он

начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.



Отношение со взрослыми.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированного указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремиться добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.


Отношения со сверстниками. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Игровая деятельность. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.


В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
Возрастные особенности детей средней группы (4-5 лет)

Способ познания.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.



Внимание.

К пяти годам внимание становится все более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.



Восприятие.

В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.. Ребенок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.



Воображение

Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких и цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.


Речь.

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение

кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает

интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его

возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4 лет становиться вопрос «почему?».


Память.

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Мышление

В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.. Например. дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать что изображено на плане- части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.


Отношения со сверстниками.

Ребёнок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становиться более значим и интересен. Ребёнок стремиться к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наличие конфликтов

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.


Игровая деятельность.

В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.


Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

К пяти годам уже возможно оценить характер ребенка, его индивидуальность, способность к творчеству. У ребенка уже заложен фундамент интеллекта и видны первоначальные итоги воспитания. Он ориентируется во многих бытовых вещах, ситуациях и даже сложных межличностных отношениях. Этот возраст - пик развития фантазии и вымысла. Мышление.

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство.

В связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает. Ребенок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причем отражает все то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью в его развитии.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

Воображение.

В этот период ребенок имеет представление не только о названии и назначении тех или иных предметов, но и о том, из чего они сделаны (мяч из резины, кукла из пластмассы). Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Речь.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.


К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребенок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже – у себя.

Произвольность познавательных процессов.

В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.


Физическое развитие.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Ребенок уже может выполнять одновременно два-три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и пританцовывая…


Ребенок любит бегать, соревнуясь, учиться плавать, кататься на коньках, осваивает лыжи.

Различая у себя правую и левую руку, он не может определить их у других, что иногда мешает четко выполнять спортивные задания.



Отношения со сверстниками.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола, с которыми он проводит большую часть времени.

Отношения со взрослыми.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.


Всё больший интерес ребёнка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.

С пяти лет дети твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В этот период в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки – матери. Роль другого пола ребенок в основном осознает в семье, у близких.

В этот период появляется интерес к тайне рождения человека на свет.

Отношения партнерства между родителями и детьми сменяется взаимным отдалением. Ребенок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором ее.



Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.


Эмоции.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные, эстетические), эстетическим чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства ( чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы).


К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается.

Труднее всего спрятать страх, который, являясь во сне в виде тревожных сновидений, беспокоит ребенка. К шести годам, осознав смысл прошлого и будущего, рождения и смерти, ребенок делает открытие, что оно тоже может умереть, причем не только от болезней, но и от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. Он боится больниц, медицинских процедур, инъекций.



Продуктивная деятельность.

К шести годам ребенок уже имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.

В этот период ребенка привлекает живопись. Он до деталей рассматривает картины, присматриваясь к краскам. Пытается срисовывать с натуры, придумывая свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка, возможно оценить развитие ребенка, так как детские рисунки – ключ к внутреннему миру малыша. Ребенок, используя различные цвета, обычно выражает свои чувства по отношению к тому, что он изображает, вплоть до оттенков настроения, в котором он находился. Поэтому на бумаге нередко сочетаются несочетаемые краски и появляются невероятные тона.

В этом возрасте человек на рисунке изображен таким, каков он есть на самом деле: лицо с глазами, с ушами, ртом, носом. Начинает появляться шея. На нем – одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали: манжеты, галстуки, карманы. Чем больше сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее ребенок и лучше подготовлен к школе.


Игровая деятельность


Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры, включение в ролевые диалоги. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдается предпочтение спортивным играм.

К шести годам ребенок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он аккуратен, следит за своим внешним видом, прической, обувью, одеждой, обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству.
Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

Воображение

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка ста­новится управляемым. Формируются действия воображе­ния: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом.



Внимание

Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устой­чивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельнос­ти. Появляются элементы послепроизвольного внимания.



Восприятие

Восприятие утрачивает свой пер­воначально аффективный характер: перцептивные и эмоци­ональные процессы дифференцируются. Восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними. В старшем дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее: восприятие превращается в особую познавательную деятельность; зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое­ние сенсорных эталонов); совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.



Память

В 6-7 лет увеличивается объем памяти, сто позволяет детям непроизвольно )без специальной цели) запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ –логическое упорядочивание. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство –слово. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.


Мышление


Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное с элементами абстрактного, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях). Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различными явлениями свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Произвольность познавательных процессов.


Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Отношения со сверстниками.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.


Отношения со взрослыми.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Эмоции.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.


Развитие самосознания.

Самосознание формируется к концу дошкольного возра­ста благодаря интенсивному интеллектуальному и личнос­тному развитию, оно обычно считается центральным ново­образованием дошкольного детства. Изменение самосознания приводит к переоценке ценно­стей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появ­ляется обобщенное отношение к самому себе, к окружаю­щим.

Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мо­тивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оце­нивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не впи­сывается в систему этих отношений. Его самооценка поэто­му практически всегда совпадает с внешней оценкой, преж­де всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается пра­вильная дифференцированная самооценка, самокритич­ность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.


Игровая деятельность.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.


Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Особенности детей с 5 до 6 лет с нарушениями речи

Логопедические группы посещают дети с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи все они как правило имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.



Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движе­ний, мышцы быстро утомляются при функциональ­ных нагрузках.

Мелкая моторика рук на занятиях по рисованию в основном плохо держат ка­рандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. В ра­ботах по аппликации прослеживаются труд­ности пространственного расположения элементов.

Не инте­ресуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками.



Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические осо­бенности в артикуляционном аппарате.

При обследовании моторной функции артикуля­ционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все ар­тикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать и инком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.

При анализе качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуля­ции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и при­водит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знаком­стве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: сме­шение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в от­личие от дислалии, речь при стертой дизартрии име­ет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разбор­чивость речи, внятность и выразительность.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр ре­чи и появляется иногда назальный оттенок. Темп ре­чи чаще ускорен.

Исходя из особенностей контингента детей определены направление, цели, задачи, принципы работы.



Цели программы:

1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);

2) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Цели деятельности ДОУ по реализации ООП:

- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо:

- учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;

- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

- осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Детский сад свое приоритетное направление работы определяет как художественно-эстетическое. Организация художественно-эстетического развития дошкольников в пространстве воспитательно-образовательной деятельности включает ряд микропространств, содержанием которых является изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность. В художественно-эстетическом развитии детей важное значение имеют:

- грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий.

- эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты.

- создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности.

- установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры.

Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению. При реализации приоритетного направления используется метод проектов:

- проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников;

- изодеятельность с использованием нетрадиционных методов рисования;

- использование компьютерных технологий в работе с детьми по художественно-эстетическому направлению позволяет более эффективно решать образовательные задачи, а также даёт педагогам участвовать в презентации педагогического опыта.

- использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста.

Неотъемлемой частью работы является предметно-развивающая среда. В ДОУ имеется: музыкальный зал, выставка детских работ, вернисаж, групповые уголки по художественному творчеству.

Работа по приоритетному направлению невозможна без взаимодействия с другими организациями: краеведческий музей, МОУ СОШ №16, Детский центр культуры, музыкальная школа №1 им. Чайковского, Театры города «У Татьяны», «Эдельвейс».

Важное место отводиться взаимодействию с родителями: изучение и обобщение опыта работы МДОУ с семьёй по художественно – эстетическому развитию, педагогическая пропаганда через информационные листы, педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей, совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия; конкурсы рисунков и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музей.

В рамках реализации художественно-эстетического направления в ДОУ работают бесплатные образовательные услуги «Теремок» (постановка театрализованных представлений), «Веселые нотки» (хоровое пение), «Бумажные фантазии» (бумагопластика), «Мастерилка» (поделки из бросового материала).

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью «Программы воспитания и обучения в детском саду»: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования базовых основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%;

- общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников:

для II мл. группы – 65%

для средних групп (4-5 лет) – 70%

для старших групп (5-6 лет) – 75%

для подготовительных групп (6-7 лет) – 80%

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели
Общий объем обязательный части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Структура

обязательной части

основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Возрастная группа

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Удельный вес в режиме полного дня (12 часов)

Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

14-17%

19-22%

26-29%

33-35%

Самостоятельная деятельность детей

25-30%

25-30%

25-30%

25-30%

Взаимодействие с семьями детей

5-10%

5-10%

5-10%

5-10%

Итого:

44-57%

49-62%

56-69%

63-75%

Оставшееся время уделяется физиологическим потребностям ребенка дошкольного возраста (сон, посещение туалета и т.д.)



Ознакомиться с полной версией образовательной программы можно в детском саду.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru