12+
→ Обобщение опыта работы учителя орксэ халикова М. К.

Обобщение опыта работы учителя орксэ халикова М. К.

страница 1
Обобщение опыта работы учителя ОРКСЭ Халикова М.К. (МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»)

Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии – это реалии современного развития российского общества, общества в котором 30% населения составляют дети.


Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он волнует меня, как преподавателя, апробирующего новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В первую очередь мной было разработано календарно-тематическое планирование курса, которое включило в себя не только тематику учебных занятий, но и такие компоненты как виды и формы работы с учащимися, домашние предложения, оборудование каждого учебного занятия. При подготовке к учебным занятиям я понял, что данный курс должен вызывать не только интерес у учащихся, но отклик их душевных размышлений и переживаний. Поэтому использование традиционной системы преподавания, присущей обычным урокам на данных занятиях непригодно.

Учебные занятия строю с опорой на современные образовательные технологии: технологию критического мышления, технологию конструирование познавательного конфликта, проблемное и интерактивное обучение, организация дискуссионного обучения. К каждому учебному занятию готовлю мультимедийные презентации, куда включаю большое количество дополнительной информации. Большую помощь оказывает то учебно-методическое обеспечение, которое было получено нами на курсах и непосредственно от разработчиков данного учебного курса. Электронное приложение к учебному пособию, построенное по типу «Сфер» используется в ходе организации каждого учебного занятия.

В основу целеполагания своей педагогической деятельности и деятельности учащихся положил:


• Развитие интеллектуальных умений учащихся;
• Привитие нравственных качеств личности.

Свою деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ осуществляю в трёх направлениях:


1.Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способов в процессе изучения основных тем курса, самостоятельное приобретение знаний в соответствии с жизненными интересами и потребностями ребёнка.
2. Приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни, способностей к рефлексии собственной деятельности.
3. Воспитание ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности.

В решении первого направления использую различные формы и методы учебной деятельности. Важно вызвать у учащихся интерес к данному курсу, мотивировать их на творческую активность, а для этого использую разнообразные методы мотивации и стимулирования:


1. познавательные методы мотивации (побуждаю ребят к поиску, к выбору альтернативных решений, учащиеся выполняют задания творческого уровня);
2. эмоциональные методы мотивации (использую учебно-познавательные игры, созданию ситуации успеха, обеспечиваю свободный выбор заданий учащимися, создаю на занятиях яркие образные представления);
3. волевые методы мотивации (использую познавательные затруднения, подвожу ребят к самооценке и коррекции, к рефлексии своего поведения);
4. социальные методы мотивации (развиваю у ребят желания быть полезным, создаю ситуации взаимопомощи).

Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование педагогом технологии развивающего обучения.

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ использую следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности, вот лишь их небольшой перечень:

1. Принцип самостоятельной деятельности:


• Самостоятельная постановка УЗ урока;
• Технология проблемного обучения;
• Метод неоконченных предложений;
• Самостоятельная работа с первоисточниками.

2. Принцип индивидуальности:


• уровневая дифференциация;
• работа на различных уровнях обучения:
а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки, ОС);
б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей)
в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).

3. Принцип креативности (творчества):


1. Виды творческих заданий:
• художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы);
• письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы);
• устные задания (метод персонификации, драматизация, погружение в эпоху, рассказ от первого лица).
Использование данных форм, метод, приёмов педагогической деятельности позволяет мне не только решать приоритетные направления современного образования, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви к своей Родине, к культуре и религии своего народа.

Наиболее успешно адаптировал при проведении занятий по данному курсу технологию критического мышления. Стараюсь проявлять творчество при подготовке к учебным занятиям, а для этого использую кроссворды, презентации к урокам, ресурсы интернета, где нахожу необходимые песни, репродукции к мультфильмам.


Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибаться. На занятиях часто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы.

В личностном плане можно отметить появление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, зачатки анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделил для себя основные задачи в реализации данного направления:


• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
• углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе были проведены мониторинговые исследования социального, возрастного, национального состава родителей, дети которых будут участвовать в апробации данного курса. После этого провела пресс-конференцию с родителями. Главная задача этого мероприятия – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Это позволило собрать необходимую информацию, и на основе этого моделировать свою дальнейшую педагогическую деятельность.
Следующим шагом стало проведение серии родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации. На одном из собраний подготовила для родителей памятку о данном курсе. В этой памятке постаралась отразить все моменты, которые могли бы вызвать непонимание и вопросы у родителей. Разработанная мной памятка состоит из нескольких основных разделов: нормативно-правовое обеспечение курса, общие положения, содержательная часть, организационное и методическое обеспечение.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы. На данных родительских собраниях родители определились с теми модулями, которые будут изучаться их детьми.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:


1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.
3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).



После изучения программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения было проведено итоговое мероприятие, в котором приняли участие не только дети, но и родители, а также члены их семей. Они стали не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Убежден, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru