12+
→ Н. А. Тимонина, учитель начальных классов, моу

Н. А. Тимонина, учитель начальных классов, моу

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Осинская средняя общеобразовательная школа № 1»






(из опыта работы)



Педагогический опыт представила:

классный руководитель 2 «В» класса,

учитель начальных классов

Тимонина Надежда Алексеевна

г. Оса, 2008 год



Н.А.Тимонина,

учитель начальных классов, МОУ «СОШ №1»

г.Оса

Технология «Портфолио» в системе работы классного руководителя
«Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые

шаги, а потом перед ним открывается

необозримое море знаний, и курс в этом

море прокладывает школа… Но это не

значит, что он должен совсем

оторваться от берега»…

Лев Кассиль

Современное образование ставит перед учителем множество задач. Одной из приоритетных для классного руководителя является изучение индивидуальных, психологических, социальных особенностей ребёнка. Для того чтобы отследить все достижения, успехи, особенности ребёнка нам было предложено создать портфолио ученика. Но при сборе некоторой информации у меня, как у классного руководителя возникла проблема, оказывается, что мы многого не знаем о своих подопечных. Таким образом, я пришла к мнению, что надо как можно быстрее привлекать к этой работе родителей, так как только они могут помочь заполнить некоторые данные о ребёнке, помогут учителю выявить некоторые скрытые возможности детей. Классный руководитель в последствии сможет помочь учащимся развить их способности, проявить себя в той области знаний, в которой ребёнок чувствует себя более уверенно.

Итак, актуальность заявленной темы в том, что с помощью технологии «портфолио» учащиеся смогут отразить все свои достижения, а учитель и родители станут первыми помощниками в выявлении способностей и склонностей ребёнка в школьной и внешкольной жизни. Также данная технология будет являться толчком к тесному сотрудничеству: учитель – ученик – родитель, что является для современной школы приоритетным.

Цель: Ознакомление коллектива родителей с технологией «портфолио», как инструментом самооценки личных достижений; объединение усилий классного руководителя и родителей в развитии ребёнка, как личности.

Задачи:


  • Привлечь родителей к созданию и оформлению портфолио детей;

  • Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте;

  • Овладение родителями технологии работы с портфолио, в соответствии с поставленной целью: отбирать документы, систематизировать и оценивать их;

  • Изучить интересы, склонности и возможности детей.

  • Поддерживать высокую мотивацию школьников во всех областях деятельности;

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Реализация этих идей направлена на изменение целей, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Одной из технологий оценивания является портфолио.

Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".

Технология портфолио заимствовано педагогикой из политики и бизнеса, успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а затем начала завоёвывать позиции в начальном звене школы, являясь, реальным примером безотметочной технологии обучения.

Философия учебного портфолио, или «портфеля ученика», заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет. Таким образом, педагогический акцент переносится с оценки на самооценку, формируется самостоятельность ученика в учебной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования в целом.

Из опыта работы.

В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем, родителями и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.



«Портфель моих достижений» - так называется индивидуальная папка учащихся 2 «в» класса, классным руководителем которого я являюсь.

Портфолио состоит из пяти обязательных разделов, которые я считаю приемлемыми для детей начальных классов.



1 раздел. Кто я?

В этот раздел входят сведения об ученике: титульный лист с фотографией; сведения об ученике; тайна имени, знак зодиака, гороскоп (это вызывает интерес к самому себе).



2 раздел. Мои цели:

  • Мои цели в учебном году и в каждой четверти (помогают сформулировать и оформить родители)

  • Табличка продвижения к цели;

  • Лестница успеха.

3 раздел. Мои достижения:

  • В учёбе.

  • Участие в жизни школы.

  • Участие в жизни класса.

  • Участие в районных и всероссийских конкурсах.

4 раздел. Папка регалий.

В этот раздел учащиеся складывают все грамоты, сертификаты, похвальные листы, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.



5 раздел. Моё творчество.

В данный раздел включаются рефераты, творческие работы (сочинения, рисунки, стихи и т.д.). Материал постоянно меняется, дополняется.

Ребёнок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учёбе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

Данная работа с портфолио мною, как классным руководителем начата в прошлом 2006 – 2007 учебном году - это был 1 класс (были собраны папки на каждого ученика, оформлен 1 раздел портфолио). В этом учебном году мною проведено родительское собрание «Кто я? Какой я?», на котором родители смогли помочь своим детям оформить и заполнить портфолио (другие разделы). В конце года будет предложено подвести итог на лучшее портфолио ученика в классе (по всем разделам). Для этого должны родители совместно с учителем и учениками разработать критерии оценок. Собирая портфолио важно, чтобы ребёнок научился отмечать собственные достижения и соотносить приложенные усилия с полученным результатам, а родители и учитель помогут ему это сделать. Мною, как классным руководителем запланировано проведение серий занятий с классом, индивидуальные консультации, родительские собрания.

Таким образом, идея портфеля индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране более популярной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:


  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Используемая литература:

Меттус Е.В., Литвина А.В. Программы профилактики трудностей в учёбе.- Волгоград: «Учитель». 2007 год.

Ольшанская Н.А.Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: «Учитель». 2007 год

Смирнова Т.П. Содержание и анализ работы с портфолио. // Завуч начальной школы. Научно-практический журнал. № 1, с. 60 -63, 2007 год.



Справочник классного руководителя // №10, с.55-58, 2007год.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru