12+
→ «Моя семья»

«Моя семья»

страница 1










МБОУ «Детский сад № 17 «Рябинка» пос. Восходящий

План – конспект

занятия в средней группе
По теме: «Моя семья»


Составитель:

Воспитатель

Лоскутова Т.А.

Восходящий

2012г.

Цель: Формирование у дошкольников понятия «семья», «члены семьи».

Задачи:

  • учить рассказать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате.

  • способствовать развитию у дошкольников доброжелательность, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Предварительная работа: беседа о семье в нерегламентированное время, рисование дома для всей семьи, лепка посуды для всей семьи, рассматривание иллюстраций и фотографий членов семьи, различных сюжетов из жизни семьи, разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате.
Ход занятия:

Воспитатель: выставляет картинку «Курица, петух и цыплята».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(курочка, петух и цыплятки)



В. Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко!

- Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят? (мама)

- А кто петушок для цыплят? (папа)

- А как вы думаете, у них дружная семья?

- Как вы догадались? (они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа защищает их от кошки, никто не ссорится, не клюется)

- Ребята, курочка с цыплятами оставили нам конверт, интересно, что там? (письмо)

В. Вынимает из конверта силуэт дома, ставит на фланелеграф.



В. Какой красивый домик! Но в этом домике еще никто не живет, и мы с вами будем его заселять.

- Сейчас Оля нам расскажет стихотворение, и вы сразу догадаетесь, кто первый поселится в этом доме (ребенок рассказывает стихотворение о маме и ставит рядом с домиком изображение мамы).



В. Ну, что, догадались? Вы хотите, чтобы первой в доме жила мама? А кто хочет рассказать о своей маме?

Ведется диалог по вопросам воспитателя:

- Как зовут маму?

- Как мама ласково называет тебя? А как ты маму?

-Что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно (убирает, стирает, готовит обед, моет посуду)

- А какая у тебя мама по характеру? (добрая, ласковая, красивая, заботливая)

- Ты любишь свою маму?

В. Ребята, маме в домике скучно одной жить, кого же мы поселим к ней? (папу).

Выходит ребенок, читает стихотворение про папу и ставит изображение папы на фланелеграф.

В. Ребята, а кто хочет рассказать про папу?

Ведется диалог по вопросам воспитателя:

- Как зовут папу?

- Как папа называет тебя ласково? А как ты его?

- Что папа умеет делать и как он помогает маме?

- Какой папе по характеру? (сильный, умный, добрый, заботливый).



В. Ребята, а кто для вас мама и папа? (они – родители)

Но у ваших родителей тоже есть родители – ваши бабушки и дедушки, давайте их тоже поселим в домик.

Выходят дети, рассказывают стихи о бабушке и дедушке и ставят на фланелеграф их изображения.

В. Но взрослым без детей скучно жить в доме и мы поселим к ним сына и дочку, они будут братом и сестрой.

Выходят дети, рассказывают стихи о брате и сестре и ставят их изображение на фланелеграф.



В. Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах.

Ребенок читает стихотворение:

Мама с папой мне – родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестренка – родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем, подарки куплю.



Физминутка.

В. А еще у меня в конверте есть семейные фотографии (достает картинки с сюжетами из жизни семьи) и наши дети могут рассказать об этих фотографиях.

Дети по очереди рассказывают, что изображено на картинках:



  1. На моей фотографии вся семья готовит обед: мама варит суп, папа чистит рыбу, бабушка и внучка накрывает на стол.

  2. На моей фотографии вся семья убирает комнату: мама моет окно, папа с сыном вешает картину на стену, дочка вытирает пыль с мебели.

  3. На моей фотографии семья отдыхает вечером: дедушка с внуком читают сказки, внучка с бабушкой смотрят телевизор, папа читает газету, мама накрывает стол к вечернему чаю.

- Молодцы, ребята, очень интересно вы рассказали о семье. А теперь давайте поиграем (проводится пальчиковая игра «Семья») (см. приложение).

В. Я знаю, что вы любите помогать своим родным, вот сейчас мы поиграем в игру «Кому, что нужно для работы».

В. Выкладывает разные предметы быта: спицы, моток шерсти, очки (для бабушки), молоток, клещи, пила (для папы), кастрюля, сковорода, ложка (для мамы), клей, ножницы, бумага и небольшая старая книжка (для дедушки).

Цель игры: каждый из 4-х детей собирает набор предметов: для вязания – для бабушки, для приготовления еды – для мамы, для ремонта стула – для папы, для ремонта книги – для дедушки.

В. Спасибо ребята, очень хорошо вы справились с заданием. Наше занятие окончено.
Приложение
Стихи к занятию:
Бабушка.

У мамы – работа,

У папы работа,

У них для меня остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

- Да ты не спиши,

Ну, что там стряслось у тебя,

Расскажи?

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит, перебирает…

Нам хорошо

Вот так, вдвоем.

Без бабушки –

Какой же дом?


Сестренка

Мы с сестренкою вдвоем

Всю квартиру уберем

Испечем пирог румяный

Будем ждать прихода мамы.

Только мама на порог

А у нас готов пирог!
Мамочка

Мамочка – мамуля,

Как тебя люблю я!

Как я рад, когда вдвоем

Мы с тобой гулять идем.

Или что-то мастерим,

Или просто говорим,

И как жаль опять

На работу отпускать.
Дедушка

У меня есть дед родной

Он такой мастеровой!

Коль ремонт – в один момент

Он отыщет инструмент.

Открывает сундучок

Рядом я – его внучок!

Мне, конечно, нужно знать

Как пилить и как строгать.

Возле дедушки верчусь

Делать все, как он, учусь.
Папа

Мой папа веселый,

Но строгий и честный

С ним книжки читать

И играть интересно.
Брат.

В доме полном света.

Новый детский сад

Дом построил этот

Каменщик – мой брат

Кажется, работы

Радостнее нет

На Доске почета

Есть его портрет.
Физкультминутка
Солнышко, солнышко (идут по кругу),

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей (бегут по кругу),

Прилетели сто грачей («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках).


Пальчиковая гимнастика
Это пальчик папочка (большой палец)

Этот пальчик мамочка (указательный палец)

Этот пальчик дедушка (средний палец)

Этот пальчик бабушка (безымянный палец)

Этот пальчик Я (мизинец)

Это вся моя семья (сжимаем пальцы в кулак)







МБОУ «Детский сад № 17 «Рябинка» пос. Восходящий


РЕФЕРАТ

На тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка»


Составитель:

Воспитатель

Лоскутова Т.А.

Восходящий

2012г.
Литература


  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

  2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

  3. Усовой А.П. Запорожена А.В. «Психология и педагогика игры дошкольника»

  4. Шмаков С.А. «Игра и дети»

  5. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»


Введение

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменения в его психике.

А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игра – форма деятельности ребенка, наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

В основе игр лежат следующие принципы:



  • Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постоянный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно–познавательной деятельности.

  • постепенное усложнение обучающей задачи к условий игры.

  • повышение умственной активности ребенка

  • единство обучающих и воспитательных воздействий

Цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игровые правила бывают двух видов:



  • правила действия

  • правила общения

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать, детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальна и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Игра в целом и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятное условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста Н.К. Крупская писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организованные навыки, развивается выдержка».

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Дидактическая игра является средствам воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка, на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения в целом.

Дидактическая игра осуществляет задачи обучения.

Одна из задач – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Игра объединяет разный состав детей его количеству и интересу.

Развивая, дидактическую игру и ее роль в системе обучения А.П. Усова писала: «Дидактическая игра, игровые задания позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность, каждая игра, если она по силам ребенку, ставит в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а от ее решения обнаруживается, в финале только при этом условие дидактическая игра может, выполнять функцию обучения вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, изобразить. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания ранее усвоенного – умственные действия, выраженные в процессе мышления.

Дидактическая игра различается по обучающему содержанию:


  • познавательной деятельности детей,

  • игровым действиям и правилам и правилам,

  • организации и взаимоотношениям детей по роли воспитателя.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей, мысли, чувства, переживания, сопереживания и активных способов решения игровой задачи, подчинение их условием и обстоятельствам игры, отношения сетей в игре.

Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка.

Игра как форма обучения детей содержит два начала:


  • учебное (познавательное)

  • игровое (занимательное)

Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. На занятиях используются дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания детей.

С помощью дидактической игры воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствие с поставленной задачей.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления различных отношений в коллективе.

Игры развивают сенсорные способности детей. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непроизвольной связи.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных операциях: сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. При этом тренируют их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие. Перед определенным дидактическим материалом стоит задача развитие какой-нибудь определенной способности и знания.

Проводя игры с дидактическим материалом, мы вооружаем детей знаниями и воспитываем у них способность активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.

В процессе игр с материалами окружающие действительности ребенок повторяет знакомое ему содержание только в более разнообразной и сложной ситуации, а это ведет его на путь несложных общений эти игры, должны помочь ребенку увидеть разные стороны предмета и тем обогатить и расширить его кругозор. Воспитателю дидактические игры дают возможность проверить, насколько дети правильно используют полученные знания, насколько у ребенка развились те или иные способности.

Дидактические игры с применением природного материала позволяют видеть и называть предметы и явления окружающее жизни. Чтобы полученные в процессе игр с дидактическим материалом знания стали для ребенка пробной основой его всестороннего развития, надо научить ребенка целесообразно применять их в своих разнообразных играх и занятиях.

С этой целью надо широко использовать:

- рассматривание картин

- конструктивную деятельность

- физкультурные занятия

- подвижные игры

Дидактические игры кратковременны (15 – 20 мин) и важно чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми. В старших группах при выполнении игровой задачи от детей требуется полная самостоятельность.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития.

Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

В дидактической игре практикуются и развиваются нужные свойства личности:

- внимание

- наблюдательность

Проводимые с детьми дидактические игры вооружают правильным восприятием изображений, развивают его психические функции.

Значение дидактической игрушки для умственного развития детей подчеркивание А.И. Сорокина, А.П. Усова.

Дидактические игры предусматривают организацию общения ребенка с взрослыми и другими детьми, а также организацию детской деятельности в целях передачи и активного усвоения определенных знаний, познавательных умений и навыков.

Дидактические игры просты в использовании, предполагают активную практическую деятельность дошкольников. Они закрепляют речевые умения и навыки детей на знаниях по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительному искусству, конструирование на прогулке, в процессе игр, наблюдений, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Главные принципы дидактики:

- постепенный переход от простого к сложному

- системность при изучении материально, который подобран с учетом возрастного развития, актуальности той или иной темы, ведущей предметно-практической деятельности дошкольников.

Выделение дидактической игры в определенную группу обусловлено тем, что в них, как правило, поставлена конкретная педагогическая задача.



Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие детей, педагог должен использовать игру в качестве основной формы организации детской деятельности и не подменять ее занятиями по образцу некоторого урока.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru