12+
→ Мбоу новоайбесинская сош! Содержание

Мбоу новоайбесинская сош! Содержание

страница 1
МБОУ «Новоайбесинская СОШ!

Содержание

 

 



1.Пояснительная записка…

 

2. Цель и задачи программы



 

3. Механизм реализации программы

 

4. Риски и стратегия их ускорения



 

5. Характеристика ученицы

 

6. Основные направления реализации программы



 

7. Этапы реализации программы

 

8. Мониторинг и анализ результатов



 

9. Приложение 

10. Использованная литература

 

 «Научить ученика нельзя



он может только научиться,

нельзя его воспитать –

он может только воспитаться».

I. Пояснительная записка

Воспитание – один из важнейших факторов развития и саморазвития личности. Именно в саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой, так как все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно источник развития личности находится не внутри, а вне ее. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Поэтому ребенку ничего нельзя передать без его собственной деятельности, воли, активности. Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться».

Основная цель педагога – воспитание гармонично развитой личности, формирование мировоззрения детей, предупреждение социальных отклонений учащихся. Чтобы воспитание было эффективным, необходимо знать как физиологические, так и психологические особенности своих учеников. Поэтому актуально, что наставник должен составить индивидуальную программу развития с учетом этих особенностей и стараться воплотить ее в жизнь.

  Основанием для написания программы именно данной ученицы стал неблагоприятный социальный статус ученика в классном коллективе.

Данная программа «Сохрани себя » решает следующие важные педагогические задачи:

·        Формирование  предпосылок и возможности для успешной социализации ребенка, что  позволит ей занять благоприятный  социальный статус в классном коллективе

·     Развитие и поощрение   активности и самостоятельности ребенка

·        Создание условий для развития  творческого потенциала;



II. Цель и задачи программы:

Цель программы

Создание условий для преодоления внутри личностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка 

 

 

 



Задачи программы:

 

1. Выявление причин неблагоприятного статуса ученика (проведение социометрии, выявление динамики внутригрупповых отношений с тем,  чтобы впоследствии использовать для переструктуирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности)



2.Определение направлений программы, способствующих решению проблемы

3.Привлечение специалистов к реализации программы (родителей, социального педагога, заместителя директора по УВР, психолога и т.д.)

 

III. Механизм реализации программы

 

Принципы воспитания личности по индивидуальной программе развития:

 

1. Учет индивидуально-психологических особенностей ученика



 2.Гуманистический характер отношений педагогов и родителей, родителей и  детей: все участники являются активными субъектами совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творчестве.

3.Опережающий характер обучения и воспитания ученика с учетом логики  развития личности ребенка, а также негативных явлений, происходящих в современном обществе.

4. Позитивный настрой, позволяющий укрепить веру ребенка в свои возможности

5.Участие ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности.



 

Условия эффективности реализации программы:

 

1.Заинтересованность ученика в личностном ( учебном, творческом, физическом) росте внутри классного коллектива



2. Создание ситуации успеха для реализации способностей ученика, поощрение его достижений

3.Тесное взаимодействие наставника, родителей, классного руководителя, учителей-предметников

4. Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей ученика

5.Психолого–педагогическая поддержка ученика в формировании самостоятельности, его социальной адаптации, формировании адекватной самооценки

 

Методы реализации программы:

 

1. Педагогическая диагностика - основной метод.



 Цели диагностики:

 1)определение уровня сформированности личности учащейся и проявление ее индивидуальности (зона ближайшего развития учащегося)

2) корректировка воспитательного процесса по отношению к ребенку с учетом результатов исследования

3)совершенствование способов работы с ребенком

 

Методы педагогической диагностики. В процессе работы я применял нижеследующие методы диагностики



1)Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, анкетирования, тестирования

2)Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел

3)Оценка того или иного мероприятия

4)Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении ребенка

 2. Индивидуальная работа с родителями

3. Контроль над ходом реализации программы

4. Рефлексия

 

Направления реализации программы:

 


  1. «Познай себя»

  2. «Ни дня без доброго дела»

  3. «Учись учиться»

  4. «Дерзай, ты талантлив »

  5. «Семья и школа»

  6. «Ты гражданин»

 1V. Риски в процессе реализации программы:

 

1.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья



2. Излишняя психологическая напряженность ученика

3. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников

 

Стратегия устранения рисков:

 

1.Индивидуальная работа с ученицей : научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность



2.Индивидуальная работа с учителями-предметниками

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей

4. Активное взаимодействие с заместителем директора по УВР школы и другими специалистами

 V. Характеристика подопечной

–ученицы МБОУ «Новоайбесинская ская СОШ»Алатырского района ЧР

 

 Иванова Мария Родилась в селе Новые Айбеси Алатырского района Чувашской Чувашской Республики



Маша в МБОУ «Новоайбесинская СОШ» учится с 1-го класса. В основном учится на «4» и «5». Проявила себя практически по всем предметам на школьных предметных олимпиадах.. Особое предпочтение к предметам математика и обществознание . Ученица рассказывает материал осмысленно .

Родители позволяют ей проявлять самостоятельность во всем, контролируют её учебную деятельность с целью повышения успеваемости.

Мария трудолюбива, выполняет любую посильную ей работу.

Практически  здорова. По темпераменту Маша относится к смешанному типу темперамента: ученица доброжелательна , аккуратна, неуклюжая, невнимательна, , но уверенная в своих силах.

В классном коллективе занимает положение «непринятого», хотя  явно это не очень заметно. Маша имеет постоянные общественные поручения, которые выбрала сама ученица по своим интересам и способностям. За 1 полугодие 6 класса она была ответственной за мероприятия в школе и классе. (культмассовый сектор)

К критическим замечаниям учителей, сверстников относится адекватно. В жизни коллектива хочет играть роль участницы . Близких друзей среди одноклассников не имеет, её товарищами в основном являются ученицы 7 класса . С учителями и классным руководителем отношения ученика ровные, бесконфликтные.

Уровень умственного и нравственного развития ученика выше среднего .Мария имеет высокий мотивации для повышения успеваемости, осознанно проявляет интерес к учебе. Важнейшая задача классного руководителя - стремление повысить её социальный статус в классном коллективе.

VI. Основные направления  развития ребенка

 

Направление «Познай себя»

 

 




Задачи

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

 Создание положительного эмоционального настроя ученика

Индивидуальные беседы с учеником, тестирование

Наставник, классный руководитель

Ученица в основном жизнерадостна , готова к общению со взрослыми и детьми,  дружит с Митрофановой Еленой

2.

Организация методической помощи,  консультирование по данной проблеме

Индивидуальные беседы с учеником

Наставник, классный руководитель

Ученица стала более общительней, отзывчивей, охотно идет на контакт со взрослыми, но на контакт с учениками не стремится

3.

Диагностика психологического состояния ученика, определение типа темперамента, формирование устойчивой психологической среды

Проведение тренингов, часов общения, анкетирование учащегося

Наставник, классный руководитель,

Ученица имеет адекватную   самооценку, но во многом себя недооценивает, боится мнения окружающих.

4.

Изучение положения ученика в классном коллективе, организация коррекционной  работы на материалах диагностики

Проведение социометрии среди учащихся класса, индивидуальная работа с учеником

Наставник-классный руководитель, Зам.директора по ВР

Социометрический опрос показал, что ученица в классном коллективе относится к отверженным, так как ни один ученик не назвал его в числе предпочитаемых. Сама ученица предпочитает узкий круг общения с 7 класса , уважает Митрофанову Елену

 



Направление  «Ни дня без доброго дела»

 




Задачи

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

Формирование у ученика     представлений об общечеловеческих нормах морали  и опыта общения, основанных на гуманистических принципах

Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Ценностные ориентиры», «Школьники и культура», «Добрый ли ты человек?»

Наставник-классный руководитель, родители

Ребенок имеет общие  представления о нормах морали. В семье занимаются привитием и  воспитанием общечеловеческих ценностей. Ученица по природе добра, честна, всегда готова прийти на помощь ближнему,

2.

Воспитание интереса к самому себе, желания самосовершенствоваться

Индивидуальные беседы, классные часы по теме «Мы  - это много я» (Приложение №4)

Наставник- классный руководитель, родители

Ученица не всегда видит свои достоинства, боится их показать окружающим. Проявились задатки для самосовершенствования

3.

Развитие волевых качеств ученика, формирование критического осмысливания своих сильных сторон

Индивидуальные беседы, тестирование «Решительны ли вы?», «Вы в конфликте», «Сильная ли у вас воля?»

Наставник- классный руководитель, родители

Чаще всего Маша нерешительна, во многом сомневается. Но волевые качества есть, хотя пока выражены слабо

4.

Воспитание гражданской ответственности, уважения к окружающему миру (людям, животным)

Классные часы, индивидуальные беседы

Наставник- классный руководитель, родители

Ребенок пока мало понимает свою роль в окружающем

5.

Соблюдение этикета, тактичности и деликатности в отношениях с окружающими, формирование коммуникативности

Классные часы

Наставник- классный руководитель, родители

В основном соблюдает правила этикета, аккуратна, опрятна, редко проявляет грубость в отношениях со взрослыми, чаще со сверстниками. Иногда замкнута

 

Направление  «Учись учиться»

 




Задачи

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

Изучение и развитие  интеллектуальных способностей ученика, учебной мотивации и отношения к учебным предметам

Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам» (Приложение № 5)

Наставник- классный руководитель, учителя-предметники

У ученика есть интеллектуальные способности, есть желание их проявлять и развивать. Характерна низкая высокая мотивация, избирательная по отношению к отдельным предметам, хотя есть понимание необходимости хорошей учебы

 2.

Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком

Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Отношение к жизни»

Наставник- классный руководитель

Посещает кружок «Макраме ».. У неё есть желание занять высокий статус в обществе

3.

Развитие читательского интереса и читательских умений ученика

Посещение библиотеки, беседы с библиотекарями

Наставник- классный руководитель, библиотекарь, родители

Ребенок записан в школьную  библиотеку, регулярно посещает её и много читает

4.

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов,  чувства здоровой конкуренции

Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Мое мнение о классе»

Наставник- классный руководитель

Характерно адекватное отношение к успехам одноклассников, нет зависти

 

 

Направление  «Дерзай, ты талантлива»



 



Задачи

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

Формирование потребности ученика к проявлению своих творческих способностей, их совершенствования

Участие во всех коллективных творческих делах класса и школы, различных творческих конкурсах школьного, районного, республиканского уровня

Наставник- классный руководитель

С желанием участвует в классных мероприятиях, является не только участницей, но и провела самостоятельно два праздника

2.

Воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению, организация дополнительного образования учащегося

Посещение различных кружков и секций по интересам

Наставник -классный руководитель, родители

Занимается в кружке

« Макраме », охотно работает на уроках технологии



3.

Создание ситуации успеха для ребенка

Индивидуальная работа с учеником,  родителями

Наставник, классный руководитель, социальный педагог

Ученикам и её в особенности нравятся поощрения со стороны взрослых, поэтому необходимо поддерживать малейшие достижения и успехи ученика

 

 

Направление «Семья и школа»

 

 





Задачи

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

 Изучение семьи ученика, диагностика психологического климата в семье

Индивидуальные беседы с учеником, родителями, анкетирование, посещение семьи

Наставник, классный руководитель

Родители заинтересованы в повышении социального статуса ученика в классе, её успеваемости, охотно идут на контакт и общение с классным руководителем,

2.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей 

Родительские собрания, индивидуальные консультации

Наставник, Классный руководитель, социальный педагог

Родители регулярно посещают родительские собрания, во внеклассные и внешкольные мероприятия

3.

Организация совместного досуга родителей и ученика.

Участие в коллективных творческих и спортивных мероприятиях класса и школы

Наставник, классный руководитель

Мать участвовала во всех мероприятиях класса и школы, организованных совместно с детьми («Осенний бал», «Праздник пап», «Праздник мам». «Новогодний праздник»»)

 

 Направление  «Ты - гражданин»

 



Направления программы

Формы работы

Ответственные

Промежуточные результаты

1.

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению

Классные часы по патриотическим темам, встреча с ветеранами войны, тимуровская работа

Наставник, классный руководитель, воспитательный центр школы

Она уважительно относится к старшему поколению, охотно участвует в оказании помощи престарелым людям

2.

Воспитание уважительного отношения к своим близким людям, истории семьи и рода.

Беседы на уроках обществознания, классных часах

Наставник, классный руководитель, родители

К близким людям относится уважительно, выполняет их посильные трудовые поручения  по дому, хозяйству

3.

Привлечение к активной общественной работе на благо родного края, села.

Участие в экологических субботниках, уборке урожая, работа на пришкольном участке

Наставник, классный руководитель

Участвовала во всех мероприятиях в селе, правда, принимала активное участие в уборке осенью территории школы

 

 

VII. Этапы реализации программы

 

Работа по индивидуальному плану развития ребенка проводится в четыре этапа.



1 этап – организационно-подготовительный – 1 четверть 2011 – 2012 учебного года

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:



- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследование эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья

  2.  Анализ  результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Данным видом информации обладает  ученик, а также его родители, т.к. в дальнейшем также планируется  совместная работа.        

Методы изучения учащихся, которые классный руководитель использует в своей работе:

·        наблюдение за учеником, отношением к нему одноклассников

·        индивидуальная беседа с учеником и его родителями

·        анкетирование ученика и его родителей

·        тестирование

·        изучение документации (характеристика  учреждений дополнительного образования, личного дела, беседа с медработниками.)

Основным, самым приемлемым и доступным методом является педагогическое наблюдение ребенка в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействие со взрослыми.

            Педагогическое наблюдение проводится систематически и целенаправленно, содержит диагностические значимые признаки, которые позволяют судить о характере отношений в классе .

            Для определения социального статуса ученицы в классном коллективе классным руководителем была проведена социометрия. Проведение социологического опроса среди учащихся класса имела целью диагностику эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, выявление авторитета членов класса по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). К сожалению, ученица оказался отверженной, что для меня не оказалось неожиданностью. Принимая класс в первый год работы я уже был в курсе тех событий, которые сложились в классном коллективе. Поэтому передо мной встала задача выяснить причины такого неблагоприятного статуса ученицы в классном коллективе. Проведенные индивидуальные беседы, анкетирования, тестирования с ребенком, его родителями, беседы с социальным педагогом, учащимися класса позволили мне определить причины низкого социального статуса ученика в классе:

Нежелание лидера класса допустить её к руководству

                Родители также приняли  активное участие в работе над программой, так как они заинтересованы в личностном росте ребенка. С ними была поведена индивидуальная работа, анкетирования. Классный руководитель стремится помочь родителям, повысить их педагогический уровень и таким образом влиять на благополучие и развитие ребенка.

                 

                Результаты диагностики родителей ученика следующие:

·        положительные качества ребенка: добрая, отзывчивая

·        недостатки ребенка: невнимательный, несобранная

·        качества, которые родители стараются воспитать в сыне: уважение к старшим, доброту, ум

·        ребенок выполняет всю работу, которую ей поручают

·        в семье отношения не очень хорошие, частые скандалы с отчимом

·        ребенок принимает активное участие в делах семьи

                Данные диагностики ученика и родителей позволили наставнику составить индивидуальную программу по развитию и реализации индивидуальных  особенностей и способностей ребенка.

  2 этап – основной: теоретический и практический – 2 четверть 2012тучебного года

Цель – составить и реализовать индивидуальную психолого - педагогическую программу

Задачи:

·        Составление индивидуального плана деятельности ребенка, в котором предполагается:

-выявление проблем

-постановка цели на каждую четверть

-планирование деятельности по достижению цели

-выявление имеющихся ресурсов

-определение степени риска

·        Анализ учеником собственной деятельности по итогам каждой четверти и учебного года

·        Проведение встреч с учеником и его родителями, обсуждение  проанализированной информации

 

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка. Работа, которая сопровождает создание этой программы, включает в себя:



1. Планирование деятельности ребенка в процессе подготовки и проведения коллективно-творческих дел класса и школы (каждый ученик в любом коллективно-творческом деле выполняет свою роль, выбранную по его желанию и способностям)

2. Оформление портфолио достижений ученика (началось еще в начальных классах и ежегодно пополняется)

6. Определение уровня воспитанности ученика  (октябрь и март) 2 раза в год по 10 показателям (Смотрите мониторинг результатов)

В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя.

 3 этап – коррекционно-развивающий – 3 четверть 2011-2012 учебного года

Цель – корректировка программы развития ребенка с учетом его индивидуальных возрастных и психологических особенностей.

 Задачи:

Индивидуальная работа с учеником по основным направлениям программы

Консультации со специалистами (социальным педагогом, психологом, врачом, руководителем кружка, секции)

Индивидуальная работа с родителями ученика по устранению выявленных  недостатков и развитию творческих и физических способностей ребенка

 4        этап – заключительный: рефлексивный и аналитический – 4 четверть 2011-2012 учебного года

Цель: подведение итогов реализация индивидуальной программы

Задачи:

·        Самоанализ учеником своего развития



·        Определение  тех мероприятий и занятий, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития

·        Постоянное взаимодействие классного руководителя, социального педагога, родителей по повышению социального статуса ученика, помощи в реализации его способностей

·        Самостоятельное включение ученика во все внеклассные мероприятия согласно его интересам и желанию

В конечном итоге, индивидуальная программа развития ребенка должна способствовать его самореализации, занятию им благоприятного социального статуса в классном коллективе.



 

VIII. Использованная литература

  1. Новые родительские собрания 5-9 классы Н.И.Дереклева 

  2. Настольная книга классного руководителя / Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 143с.

  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – Москва: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352с.

  4. CD «Классный руководитель в средней школе». Издательство «Учитель»



  1. www.obrazov.cap.ru

страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru