12+
→ Классный час «слово о ломоносове»

Классный час «слово о ломоносове»

страница 1
КЛАССНЫЙ ЧАС « СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ». 1
1. Прошло более 280 лет с тех пор, как в селе Мишанское Холмогорского уезда родился

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший учёный своего времени. И не только

учёный. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё

испытал, во всё проник» - говорил о нём А.С. Пушкин.

Он шёл впереди века, обгоняя его в своих открытиях на многие десятилетия.

Научная и общественная деятельность Ломоносова была столь обширна и многогранна,

что его по праву называют первым русским университетом. Нет, пожалуй, ни одной

области знаний и искусства, куда бы он не внёс свой вклад.


2. Русский поэт Державин сказал:

« Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.

В восторгах он своих лишь где черкнул пером,

От пламенных картин поныне слышен гром».


3. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанской

Архангельской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич – государственный крестьянин,

занимавшийся морским промыслом. Мать, Елена Ивановна, урождённая Сивкова – дочь

дьякона соседнего Матигорского прихода. Она умерла, когда Мише было 9 лет.

Отец начал брать его от десяти до шестнадцатилетнего возраста с собой, каждое лето

и каждую осень, на рыбные ловли в Белое и Северное море. Возвращаясь с рыбных

промыслов, проводил зиму дома.

С самых малых лет Михаил был очень любознательным мальчиком. Сколько спит, столько

молчит.

- Татка, у солнца свет самородный?



- А что такое молния?

- А край земли близко ли?

- А почто немцы говорят несходно с нами?

Отец отдал Михайлу на обучение сельскому дьячку.


4. Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое

выучил наизусть. Он терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбив-

шейся книги. вот он узнаёт, что за рекой, в доме Дудиных, есть две книги мудрые.

« Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным,- рассказывает сам Ломоносов.-

Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг перед наследниками Дудиными и,

наконец, получил в вечное владение. « Арифметика» Магницкого и «Грамматика»

Смотрицкого, печати 1645 года, то были врата учёности моей…»
5. Отец, занятый промысловыми заботами и расчётами, а затем постройкой каменного

собора на селе, сквозь пальцы смотрел на « игрушки» сына.

- Слава Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться.

Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

Во всём покрывала детище и маменька. Но вот… « маменька родимая, свеча неугасимая,

горела, да растаяла. Жалела, да оставила.»

2

Василий Дорофеевич женился на другой. Мачеха, как зверь, ощетинилась на Михайловы



книги и бумаги. Юноша стал прятаться по соседям, читать ночью в бане, при свете

лучины.
6. Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 года он упал

отцу в ноги:

- Государь мой тятенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

У отца сердце озябло и ноги задрожали.

- Люди меня давно до ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться,

а у вас- де с сыном дружба. Добра- де не жди.

- Тятенька, я с божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полёт управлять.

- Ну, сын … Люди, люди-то что скажут: « У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…» Нет!

Той же зимой Михайло ушёл из дому вопреки воле отца. Мимо шёл рыбный обоз.

Миша ушёл с обозом. Нёс на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.
7. С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца.

Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился:

- Неслыханно! Отрок из одной токмо жажды знания, презирая тысячи препятствий,

за тысячу вёрст бежит в Москву учиться!..

Славяно-греко-латинская академия учреждена была ещё в 17 веке при Законоспасском монастыре. Сюда земляк и привёл Михайлу. Удивился и отец архимандрит, ректор

академии:

- Преудивлённо! У нас ребята от учения, как от заразы, бегают. Дубьём не приневолишь,

а этот ради наук с Белого моря прибежал».


8. Принятый в « Спасские школы», как называли в Москве академию, Михайло ног под

собой не чуял от радости. Три низших класса он прошёл в один год. Через год умел уже

сочинять латинские вирши-стихи. Латынь была тогда преддверием всех наук. Сочинения

писали по латыни. Михайло быстро одолевал класс за классом. Был первым в богословии,

и в философии, в красноречии и в поэзии.

Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и её явления, в школе

не преподавались.

Конечно, пытливый и живой ум везде находил себе пищу. Библиотекарь и ключ отдал

ревностному любителю наук: « Начитаешься, дак закрой. А я ужинать да спать!..»
9. Между тем житьё-бытьё в школе было скудное. Пища грубая; кроме хлеба, немного рыбы, чаша квасу… А дома у отца нищим пироги подавали. Отец в письмах домой звал:

« Воротись, дитя! Я остарел… На кого брошу дом и промыслы, нажитые потом кровавым…

Воротись! Лучшие люди отдадут за тебя своих дочерей».

Сытой, богатою жизнью соблазнял отец, а сын, хотя и хлеба от обеда к ужину не остава-

лось, наук не бросил.

3

10. Петербургская Академия наук и при ней университет с гимназией были основаны Петром 1 для распространения и умножения в России нового образования. Учёных для



Академии Пётр набрал за границей, но с набором учеников дело худо клеилось. Наконец

в столичную школу были востребованы лучшие студенты из Москвы. Ломоносова

ректор аттестовал как « юношу чрезвычайного остроумия».

С большим желанием, со всею охотою устремился Михайло в столицу. Здесь надеялся

найти новых учителей, новые науки. Наш Михайло ликует. Дорвался до физики, до геометрии, до математики!

Преподаватели приехали в Россию 10 лет назад, и не успели выучить ни одного русского слова. Учителю наплевать, что его не понимает ученик, а ребятам больше, что ли надо!..

Но оказалось на «Руси не все караси, есть и ерши». Не смыслит учитель, с чего надо начать,

но смыслит ученик Ломоносов. Учебники написаны по-немецки. Михайло сам их ночами

переводит, сидя за словарём. Мало-помалу становятся понятнее и разглагольствования немца- профессора на кафедре.
11. Пословица говорит:» Не родись умён, а родись счастлив». Видно, Михайло родился и умён, и счастлив.

В 1736 году его, как самого смышлёного, послали учиться за границу, в Германию.

Сначала Ломоносов слушал лекции знаменитого физика Вольфа в городе Марбурге.

И вот, Ломоносов, будто к источнику живой воды, припал наконец к тем наукам, к тому знанию, которого с детства жадно искал.

Потом Михайло Ломоносов учился у профессора горного дела Генкеля. Здесь в 1739 году

он женился на Елизавете Христине Цильх.


12. В 1741 году Ломоносов возвратился в Петербург. Ему дали чин и должность при Академии. На заседании он говорил:

- Вот я расправлю крылья свои на родине. Академия моя, ты даёшь мне крылья!

Изволяю до последнего вздоха послужить Отчизне разумом и знаниями моими. Академия

моя! Блаженна ты, ежели во мраке невежества вознесёшь светоч разума, ежели в сердцах

россиян возгнетишь любовь к наукам!..»

Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался

направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.

Трудно было Ломоносову работать с немцами-учёными, которые не привыкли, и не хотели работать на благо России, на благо русского образования.


13. При университете Ломоносов устроил физическую и химическую лаборатории.

Не было приборов, не было посуды для опытов по химии, физике. Ломоносов исхлопотал

и учредил стекольный завод.

В одно лето Академия собрала хорошую коллекцию минералов. С помощью изобретённых

им приборов для наблюдений за звёздным небом Ломоносов установил, например, что Венера имеет атмосферу.

- Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.
4

14. При своём доме учёный устроил кабинет для электрических опытов. Эту силу природы

тогда впервые начали серьёзно изучать. Исследованиям Ломоносова принадлежит одно из

первых мест. Михайло Васильевича однажды чуть не убило грозовым разрядом.

Своему покровителю графу Шувалову он пишет: « За диво почтите, ваше сиятельство,

моё письмо. Жив остался дивом, а мой товарищ Рихман тою же грозовою силою убит.

У меня жена зашумела, что-де шти остынут, и я пошёл обедать. Рихман умер прекрасною

смертью за науку, на своём посту. Ходотайствую перед государыней о помощи семье

Рихмана, чтобы и сын его вырос таким же наук любителем, каков был отец…»
15. Изготовляя цветное стекло на заводе, Ломоносов вспомнил виденные им на стенах

древних киевских церквей прекрасные мозаичные иконы. Из мелкого гранёного стекла

древние художники составляли целые картины. Мозаика может простоять тысячи лет.

Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая из мозаичных его работ-

« Полтавская баталия», картина из цветного стекла на медном листе во всю стену.

Рисунок и калорит Ломоносовских мозаик доказывают, что великий учёный был и

художником с большим вкусом.
16. Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова не имели границ.

По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи, по

ним составил « Историю Российскую».

Ломоносов был прекрасный поэт. Он начал сочинять стихи ещё в Спасской школе.

В дальнейшем разработал собственную систему стихосложения. Критик Белинский

говорил: « Ломоносов стоит впереди наших поэтов, « как вступление впереди книги».

( Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф.)
17. Одним из самых славных деяний Ломоносова было основание и устройство

университета в Москве. Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой

следил, создал образцовый университетский устав, избрал профессоров, экзаменовал

студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии.


18. Михайло Васильевич Ломоносов не дожил до старости. Весной 1765 года он просту-

дился и 4 апреля умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

- Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не смог завершить всё, что

делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти,

дети отечества вспомнят обо мне…»















МБОУ «СОШ №4» г. Меленки. Учитель математики Борисова Н.В.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru