12+
→ Классный час 8 класс. Тема: Как повысить культуру речи? Цель: -познакомить

Классный час 8 класс. Тема: Как повысить культуру речи? Цель: -познакомить

страница 1
Классный час

8 класс.


Тема: Как повысить культуру речи?

Цель: -познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

- установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.


Предварительная подготовка

Подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы.

Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

(И.С. Тургенев)
Ход классного часа.

І .Вступительное слово классного руководителя.

Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствие слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

ІІ. Выступление учащихся «Как мы говорим».

ІІІ. Слово классного руководителя.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:



  • Как связана культура речи с культурой чувств?

  • По каким признакам можно судить о культуре человека?

  • Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

  • От чего зависит способность управлять своими чувствами?

  • Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

  • Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

  • Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горе (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т.д.)

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильной интонацией, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

ІV. Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.

1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?



2. Легко ли вы находите контакт с людьми?

3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

Затем учащимся предлагается «проиграть» сценки разговора с друзьями или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т.п.



V. Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации, предложенные классным руководителем или самими учащимися.

1.Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?

2. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?

3.Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?

4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?

5. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора:



  • Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.

  • Уважительно относись к чужому мнению.

  • Будь тактичен с собеседником и т.д.

. Подведение итогов классного часа.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru