12+
→ История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии

страница 1
Календарно -тематическое планирование





Дата

Общая тема

Тема занятия

Форма

1




Вводное занятие

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии.

Т

2




Экскурсия. Сбор образцов лекарственных растений.

П

3




Дикорастущие лекарственные растения

Экскурсия . Сбор шиповника.

П

4




Экскурсия .Лекарственные растения леса.

П

5




Экскурсия. Лекарственные растения у нас под ногами (рудеральные).

П

6




Экскурсия. Лекарственные растения луга.

П

7




Группы дикорастущих лекарственных растений.

Т

8




Составление гербария (из растений, собранных во время экскурсий)

П

9




Части растений, содержащие биологически активные вещества

Т

10




Выявление характерных признаков лекарственных растений

Т

11




Культурные лекарственные растения

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства.

Т

12




Овощные культуры.

Т

13




Цветочно-декоративные культуры. Составление гербария из растений, собранных во время экскурсий.

П

14




Комнатные растения.

Т

15




Правила ухода за комнатными растениями.

П

16




Приготовление свежего сока из овощей.

П

17




Выявление характерных признаков культурных лекарственных растений.

П

18




Изготовление аппликации из семян.

П

19




Сбор и хранение лекарственного сырья

Сроки и правила сбора лекарственного сырья

Т

20




Определение готовности сырья к хранению (домашние заготовки растений.)

П

21




Экскурсия в аптеку.

П

22




Изготовление пакетиков для хранения семян.

П

23




Упаковка лекарственного сырья для хранения.

П

24




Использование лекарственного сырья

Состав лекарственных сборов.

Т

25




Правила приготовления соков.

Т

26




Составление сбора трав в указанных пропорциях.

П

27




Составление сбора трав в указанных пропорциях.

П

28




Приготовление отвара из шиповника.

П

29




Подготовка итоговых работ.

Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений.

Т

30




Коллективное составление коллажа «Лекарственные растения»

П

31




Итоговая конференция

Т

32




Выставка детских работ (рисунки, поделки, гербарий)

П



Пояснительная записка
В начальной школе особое внимание уделяется расширению кругозора и знаниям о природе родного края. Программа «Лекарственные растения» способствует развитию познавательной активности.

Данная программа составлена на основе примерной программы под редакцией Горского В.А., издательство Просвещение 2010 год и структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности

Программа ориентирована на учащихся1-4 классов.

На прохождение программы отведено 130 часов, 1 час в неделю, из них 55 часов направлены на рассмотрение теоретического материала и 79 часов на практические занятия, которые включают в себя экскурсии, составление лекарственных сборов, составление гербария, творческую деятельность учащихся.



Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения естественнонаучных знаний и умений, применению этих знаний в практической деятельности по заготовке и использованию лекарственных растений в профилактике и лечении различных заболеваний.

Задачи:

- расширить и углубить знания о практическом применении различных лекарственных растений;

- научить использовать лекарственные растения для профилактики и лечения различных заболеваний

- обучить умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- познакомить с правилами сбора, хранения и приготовления настоев, отваров, соков;

- воспитывать бережное отношение к природе и здоровью человека;

При проведении экскурсий в лес, на луг обращается внимание на условия роста растений, состав флоры той или иной экосистемы, взаимосвязи растения со средой, окружающими растениями и животными.

В программу включены лекарственные растения различных экосистем, культивируемые лекарственные растения, рассматриваются лекарственные растения всех четырех групп сельскохозяйственных культур: овощных, плодовых, полевых, цветочно-декоративных растений, а также сорняков.

Учащиеся получат некоторые сведения о механизации технологических процессов выращивания и переработки лекарственных растений; о севооборотах, о системах защиты от вредителей, болезней; о порядке хранения и сдачи лекарственных растений.

Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки продукции и отчетной конференции на заседании школьного научного общества.




Учебно-тематический план:




Раздел

Количество часов.

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

4

7

11

2

Дикорастущие лекарственные растения.

14

20

34

3

Культурные лекарственные растения.

14

20

34

4

Сбор и хранение лекарственного сырья.

6

12

18

5

Использование лекарственного сырья.

9

12

21

6

Подготовка итоговых работ. Консультации .

4

4

8

7

Итоговая конференция и выставка.

4

4

8







55

79

134



Распределение программного материала по классам:




Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

теория

практ.

теория

практ.

теория

практ.

теория

практ.

1

Вводное занятие

1

1

1

2

1

2

1

2

2

Дикорастущие лекарственные растения.

3

5

3

5

4

5

4

5

3

Культурные лекарственные растения.

3

5

3

5

4

5

4

5

4

Сбор и хранение лекарственного сырья.

1

4

3

3

1

3

1

2

5

Использование лекарственного сырья.

2

3

2

3

2

3

3

3

6

Подготовка итоговых работ. Консультации .

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Итоговая конференция и выставка.

1

1

1

1

1

1

1

1




Итого

12

20

14

20

14

20

15

19







32

34

34

34



Содержание программы:

Вводное занятие – 11 часов.

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (береза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора).

Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.), их значение.

Органы растения, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана), побеги (мята), почки (береза, сосна), соцветия (ромашка), плоды (черемуха, малина), семена (тыква), кора (дуб, облепиха).


Дикорастущие лекарственные растения – 34 часа.

Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: (березовые); дуб (буковые); черемуха (розанные); черника, брусника, клюква (брусничные); ландыш майский (лилейные), медуница (бурачниковые). Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать-и-мачеха (сложноцветные); зверобой (зверобойные); душица обыкновенная, шалфей, чабрец (губоцветные).

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец (гречишные), подорожник большой (подорожниковые), лопух (сложноцветные), пастушья сумка (крестоцветные).
Культурные лекарственные растения – 34 часа.

Культивируемые лекарственные растения: овощные культуры, плодовые культуры, полевые культуры, цветочно-декоративные растения); лекарственные растения, интернированные из других стран. Лекарственные растения, размножаемые в культуре семенами (генеративное размножение) (валериана, женьшень, ромашка лекарственная, дурман, наперстянка и др.).

Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом (мята, лимонник, мелисса и др.).

Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная, паслен), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трехцветная), многолетники (мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.).

Общее представление о научно-исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений (разработка интенсивных технологий возделывания, система защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков, внедрение в производство форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ).

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры (черная смородина, малина, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония). Значение и представители семейства розанные (шиповник, земляника, малина и др.); полевые культуры (овес, кукуруза, ячмень, большинство эфиро-масличных культур: кориандр, мелисса и др.). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, бриофиллум, коланхоэ).


Сбор и хранение лекарственного сырья – 18 часов.
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков,

часов); место: кроме угодий, прилежащих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растений оставляют для воспроизводства; правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, ее условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.
Использование лекарственного сырья – 21 час.

Сборы. Состав 5-6 сборов лекарственных трав. Правила приготовления соков, настоев и отваров.

Консультации.
Подготовка итоговых работ – 8 часов.

Понятия о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.


Итоговая конференция и выставки – 8 часов.

Подготовка материала по итогам сбора и изучения лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, творческих работ учащихся, компьютерной презентации результатов работы.


Характеристика основных видов деятельности учащихся




Раздел

Виды деятельности ученика


1

Вводное занятие

Составление гербария.

Составление и заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.



2

Дикорастущие лекарственные растения.

Работа с гербариями лекарственных растений.

Выявление характерных признаков лекарственного растения.

Экскурсии: в лес для сбора почек березы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений.


3

Культурные лекарственные растения.

Экскурсия на пришкольный участок с целью сбора лекарственного сырья (веточки облепихи, цветки календулы, листья и цветки сирени).

Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свеклы, тыквы; сока редьки черной с медом.




4

Сбор и хранение лекарственного сырья.

Обработка собранного лекарственного сырья.

Определение готовности сырья к хранению.

Упаковка лекарственного сырья для хранения.


5

Использование лекарственного сырья.

Приготовление 3¬4-х настоев лекарственных трав.

Составление сбора трав по указанной пропорции.




6

Подготовка итоговых работ. Консультации.

Подготовка итоговых работ.

7

Итоговая конференция и выставки.

Подготовка выставки образцов, творческих работ , компьютерной презентации результатов работы


Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД:


  1. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в лес, на луг, в аптеку (ознакомление с природой родного края и лекарственными растениями).

  2. Выращивать цветочные растения для школьных клумб.

  3. Описывать внешний вид, характерные особенности лекарственных растений (на примере своей местности).

  4. Извлекать информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения.

  5. Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).

  6. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

  7. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

  8. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений и времени года.

  9. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

  10. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности).

  11. Анализировать примеры использования человеком природных богатств.

  12. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на лугу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Цель программы предполагает выход на результат, способствующий обогащению личного опыта каждого ученика, воспитание гражданина.

Планируемые результаты:

Знание того, какие растения являются лекарственными в данном регионе страны; понимание важности изучения лекарственных растений; стремление расширить свои знания.



Умения, характеризующие достижение результатов:

-знать материал о лекарственных растениях своего региона и их значении;

-формулировать свои выводы о необходимости изучения лекарственных растений;

-моделировать деятельность человека по отношению к лекарственным растениям и их применению;

- охранять лекарственные растения.




Раздел

Форма

Планируемый результат

1

Вводное занятие

Беседа

Сбор материала для гербария

Экскурсия (наблюдения)



I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом




2

Дикорастущие лекарственные растения

Рассказ
Беседа
Просмотр фильма

Экскурсия (наблюдения)


Составление гербария
Викторина
Моделирование ситуации
Дискуссия
Проектная деятельность
Изготовление презентаций
Работа в сети Интернет

1уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



3

Культурные лекарственные растения.

Рассказ
Беседа
Просмотр фильма
Экскурсия (наблюдения)
Составление гербария

Приготовление свежего сока


Викторина
Моделирование ситуации
Дискуссия
Экологический проект(выращивание цветочных растений)

Проектная деятельность


Изготовление презентаций
Работа в сети Интернет

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.




III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



4

Сбор и хранение лекарственного сырья.

Рассказ
Беседа
Просмотр фильма
Экскурсия (наблюдения)
Составление гербария
Викторина

Моделирование ситуации

Проектная деятельность
Изготовление презентаций
Работа в сети Интернет


I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом



III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



5

Использование лекарственного сырья.

Рассказ
Беседа
Просмотр фильма
Экскурсия
Составление сбора трав по указанной пропорции.
Приготовление настоя из трав
Составление гербария
Викторина
Моделирование ситуации

Проектная деятельность


Работа в сети Интернет

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



6

Подготовка итоговых работ. Консультации.

Рассказ
Беседа
Просмотр фильма
Моделирование ситуации
Выставка творческих работ.
Реферат.
Изготовление презентаций
Работа в сети Интернет

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.




III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.



7

Итоговая конференция и выставки

Выставка творческих работ.

Проектная деятельность


Изготовление презентаций
Работа в сети Интернет


II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.


В состав учебно-методического комплекта к программе входят профильные энциклопедические словари и справочники, гербарий , видеоматериалы, компьютерная поддержка программы (презентации).



Литература:

Георгиевский В.П. Биологически активные вещества лекарственных растений.- Новосибирск, 1990.

Грау Ю.И. Дикорастущие лекарственные растения. – М.,2003.

Мартынов С.М. Овощи. Фрукты. Ягоды. Здоровье. – М., 1993.



Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. – СПб., 2006.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru