Исследовательская деятельность учащихся на уроке
учитель географии высшей квалификационной категории
Чайковской средней общеобразовательной школы
Бакланова Людмила Николаевна
«Доводы, до которых человек додумался сам,
убеждают его больше, чем, те
которые пришли в голову другим».
(Луи Паскаль)
В образовании большое внимание уделяется исследовательской работе детей. Она в большей степени ориентирована на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной деятельности. Особую значимость при этом приобретает учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и презентации своей работы.
Исследовательская деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных проблемных вопросов.
В школе мною разработана модель НОУ, по которой мы организуем исследовательскую деятельность. Она делится на 2 направления:
-
исследовательская деятельность на уроке; -
исследовательская деятельность во внеурочное время.
Исследовательская деятельность на уроке предполагает:
-
исследовательский метод обучения как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решения учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерностей; -
нетрадиционные уроки, предполагающие выполнение учениками учебного исследования или его элементов (урок –лаборатория, урок изобретательства, урок -творческий отчет и т.д.); -
учебный эксперимент, позволяющий организовать освоение таких элементов, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; -
домашнее задание исследовательского характера.
А на чем строится исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, строится на основе индивидуально-ориентированного обучения.
А одним из направлений такой творческой, исследовательской работы я считаю проектно-ориентированную деятельность учащихся. Именно она как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность и самостоятельность.
С какого возраста можно привлечь детей к исследованию?
Я мини-исследования начинаю проводить уже с 5 класса. Например, при изучении «Солнечной системы» предлагаю учащимся проблемный вопрос: «Можно ли наблюдать метеоры на Луне?» Вопрос заставляет детей применять знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся 5, 6 классов направлена на изучение свойств, особенностей, сроков проявления и других конкретных объектов, явлений, процессов, доступных непосредственному наблюдателю и простейшим инструментальным наблюдениям.
Учебно - исследовательская деятельность 7 класса направлена на изучение климатических особенностей местности.
Например, многолетние наблюдения погоды позволяют выявить особенности климата именно этой местности. Важное экономическое значение для данной местности имеют выявление сроков весенних и осенних заморозков, максимальные температуры лета и зимы, периодичность засушливой погоды, количество и сроки выпадения осадков и др.
Провожу исследовательскую работу по изучению эрозийной опасности, особенно весной, во время таяния снега, после летнего ливня, уборки урожая и т.п.
Состояние вод своей местности – также предмет наблюдений и исследований.
Я считаю, что большие возможности для учащихся 8-11 классов имеет эколого–географическая исследовательская деятельность, в процессе которой определяется экологическое состояние территории, устанавливается взаимосвязь между заболеваниями детей и взрослых и состоянием атмосферного воздуха, качеством питьевой воды, загрязнением почвы на полях и огородах.
Интересны для учащихся исследования, связанные с жизнеобеспечением населения своего района, города, села, когда они изучают объем потребления продовольственных товаров, источники их поступления; исследуется соотношение спроса, предложения и покупательной способности населения.
Исследования социально-экономической тематики могут быть как теоретические, выполненные на основе анализа литературных источников и статистических данных, так и практические, проведенные в окружающей географической среде.
Думаю, что большое развивающее и познавательное значение имеют сравнительные исследования. Например, изучение уровня жизни в разных странах по имеющейся информации и определение уровня жизни населения своего района, города, поселка.
страница 1