12+
→ Формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека

Формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека

страница 1
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях

Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.


Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты освоения программы. Содержание, тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)



Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета





Предметные умения

УУД

Человек и природа

Природные объекты и предметы, создание человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, снегопад, листопад, перелеты птиц.





-узнаёт явления живой и неживой природы;

-выделяет их основные существенные признаки;

-сравнивает объекты живой и неживой природы;

-проводит простейшую классификацию

изученных объектов природы;


анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных




Разнообразие веществ в окружающем мире. Вода в твердом, жидком и газообразном состоянии.










Простейшие практические работы с веществами




-проводит несложные наблюдения и ставит опыт;


- определяет последовательность действий под руководством учителя;





Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.













Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.




- узнаёт изученные объекты;

-узнаёт явления неживой природы;

-выделяет их основные существенные признаки;







Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия необходимые для жизни растений.




- использует тексты, иллюстрации предложенные в учебнике для ответов на вопросы;

- создаёт собственные устные высказывания по предложенной теме;

- объясняет простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;


-понимает информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;




Наблюдение роста растений,

фиксация изменений.






-проводит несложные наблюдения и ставит опыт;

-следует инструкциям по правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов под руководством учителя;




-планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации




Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.




- оценивает взаимоотношения человека с природой на уровне собственного опыта;








Растения родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений










Положительное и отрицательное влияние человека на природу( в том числена примере окружающей местности).Правила поведения в природе.










Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.







Человек и общество

Семья- самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Имена и фамилии членов семьи.













Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.









-высказывает отношение к чувствам других людей;

-умеет слушать другого;

- слышит другого;

-находит друзей и готов с ними сотрудничать;

- уважает чувство собственного достоинства других людей





Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

-положительно относится к учебе;

-принимает позицию «хорошего» ученика







Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт





-использует тексты, иллюстрации предложенные в учебнике для ответов на вопросы;

- создаёт собственные устные высказывания по предложенной теме;


-составляет модель объекта из знакомых символов и знаков

-сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие;

-группирует, классифицирует предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям







Средства связи: почта, телеграф, телефон




Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет




Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Москва- столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь. Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.




-извлекает информацию из текста;

-понимает прочитанное

-называет несколько достопримечательностей столицы и родного края



-знает свою национальность;

- перечисляет 1, 2 национальности своего края (страны)

различает государственную символику (выбирает среди других свой флаг, распознаёт герб)

-перечисляет 1-2 государственных праздника (9 мая, День России)

-называет 1- 2 достопримечательности своего села


Родной край-частица России.







Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, личная гигиена.






-под руководством взрослых соблюдает правила личной гигиены и безопасного поведения

- соблюдает правила личной безопасности с помощью учителя





-соблюдает режим дня под руководством взрослого

-соблюдает правила правильного питания под руководством взрослого



-организовывает свое рабочее место под руководством учителя.



Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.




-соблюдает правила безопасного поведения




страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru