12+
→ Достижения детей второй младшей группы по разделам программы

Достижения детей второй младшей группы по разделам программы

страница 1
ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ»

Вид занятий

Достижения

(чем овладевают дети)



Показатели достижений детей

Показатели развития элементарных основ ключевых компетенций

1

2

3

4

Сенсорное воспитание

Овладение действием идентификации – приравнивание к эталону.

В процессе игр и игровых упражнений, сравнивая различные предметы с образцами-эталонами, дети начинают различать, а затем и называть 6 цветов спектра, эталоны 5 геометрических форм, 3 градации величины (большой, средний, маленький)


Проговаривание вслух последующего действия

(социально-трудовая, учебно - познавательная компетенции)






Способность установления системных связей и зависимости между разновидностями разных свойств.

Самостоятельно (экспериментируя) получают 2-3 оттенка различных цветов, выстраивают ряды по светлоте (например, синий – чуть светлее - самый светлый).

В различных играх и игровых упражнениях выстраивают сериационные ряды по величине из 3-10 предметов, располагая их в возрастающем или убывающем порядке; группируют цвета, геометрические формы и их разновидности, подбирая их к образцу эталону.




Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная компетенция)




Способность соотносить эталоны цвета, формы, величины со свойствами реальных предметов.

В различных играх подбирают предметы определенного цвета и оттенка по слову-названию; группируют предметы по словесному обозначению формы, могут называть цвета и оттенки, а также форму окружающих предметов.

Выделяют разные параметры величины в ситуациях, где эти параметры значимы для них. Они выполняют задания, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов (раскладывая их на элементы)




Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная компетенция)

1

2

3

4

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Знакомство с русскими народными сказами: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и лиса» (узнавание сказок и пересказ эпизодов).

В процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр) узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод.

Привычка слушать художественные тексты внимательно (общекультурная компетенция )




Подбор заместителей к персонажам сказки и ее разыгрывание.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.



Самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым.
Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения (при этом каждый ребенок раскладывает один заместитель).

Быстрое включение в игру и предметно-творческую деятельность (социально-трудовая компетенция)




Использование элементов символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Используют цвет для обозначения своего отношения к персонажам сказки.

Начальные навыки выражения эмоциональных состояний. (общекультурная компетенция )

Введение в грамоту

Развитие артикуляционного аппарата, овладение четкой громкой дикцией при произношении гласных звуков.

Развитие произвольности движений- управление руками и пальцами.



Громко и четко произносят гласные звуки (а,о,у,ы,и,э) подражая звукосочетаниям сказочных персонажей типа: ква-ква-ква, иго-го, ме-э-э, пи-пи-пи, тук-тук-тук, ы-ы-ы и т.п.
Выполняют движения, включенные в образный контекст, типа: «падают листья», «зайчик», «семейка».

- владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них. (учебно-познавательная)


Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Заметное развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Называют состояние воды (лед, вода), время суток (день, ночь), знают несколько видов растений и животных (3 диких. 3 домашних), 2-3 профессии (воспитатель, повар, медицинская сестра). Они могут по просьбе воспитателя показать руки, ноги, голову и другие части тела, лица.

Владение названиями предметов и явлений, их свойств (учебно-познавательная)




1

2

3

4




Развитие познавательных способностей: овладение действием замещения объектов, с которыми знакомятся дети

Узнают условные обозначения объектов, предъявляемые взрослым, объясняя, что на них изображено. Они с опорой на условные обозначения могут назвать диких и домашних животных, что нужно для жизни растений и т.д.

Умеет отличать живую природу от неживой (познавательная компетенция )




Освоение различных форм приобретения опыта

- экспериментирование

- сопереживание


Действую с объектами неживой природы, могут сделать наиболее простые выводы (из мокрого песка можно слепить куличик, из сухого – нет)

Сопереживают литературным героям, эмоционально включаются в ситуацию, сочувствуют животным, природе.



«Познавательная компетенция »

Начальные навыки выражения эмоциональных состояний (общекультурная компетенция)






Развитие познавательной активности

Задают вопросы воспитателю об интересующем их явлении, называя его.

Устная речь грамматически правильна (учебно-познавательная)

Конструирование

Знание свойств строительного материала.

Навыки соединения деталей конструктора и их размещения на плоскости.


Воспроизведение построек по конкретному образцу.



Дифференцируют строительные детали по пространственным и конструктивным свойствам, узнают их по названию или образцу.

Владеют способами точной стыковки деталей, наложения перекрытий, способами замыкания пространства, образования проемов, расположения деталей на поворотах

и др.; размещают детали в горизонтальной и вертикальной плоскости, чередуют разные фигуры и положения деталей.
Умеют анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца.


Различение геометрических форм (учебно-познавательная)

Соединение при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.(социально-трудовая)

Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.(учебно-познавательная)
Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла.(учебно-познавательная).






1

2

3

4




Умение разрабатывать замысел конструкции.

Могут назвать тему (предмет) будущей конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с ним. В целом структура сооружения нащупывается практически.


Проговаривание вслух последующего действия (учебно-познавательная, социально-трудовая).




Преобразование готовых построек, сделанных по образцу.

Разбирают постройку и создают новый предмет из того же материала.

Сохраняют тему постройки, дополняя конструкцию новыми элементами, которые усиливают и уточняют ее структуру, вносят элементы декора.

Могут достраивать до целого предмета незавершенную постройку .


- Импровизация в процессе создания собственных продуктов, творческой деятельности (общекультурная компетенция )

- Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.

-Умеет различать геометрические фигуры (учебно-познавательная).





Придание символического смысла строительным деталям и постройкам.

Могут выражать свое отношение к предметам, литературным персонажам и эмоционально переживаемым ситуациям в символической форме (подбирают детали с разными внешними свойствами для обозначения особенностей персонажей, создают постройки, характер которых навеян музыкальными и литературными образами.

- Владение начальными навыками выражения эмоций и чувств (общекультурная компетенция ).

- Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали (социально- трудовая компетенция )






1

2

3

4

Изобразительное искусство

Овладение выразительными возможностями живописи при передаче эмоциональных состояний: настроений, чувств, переживаний.
Умение передавать основные структурные и выразительные характеристики изображаемого персонажа.
Овладение выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных и выразительных характеристик изображаемого предмета в соединении с эмоционально выразительной цветовой средой.

Создание выразительной и гармоничной беспредметной живописной композиции.

Создание выразительного предметного образа средствами живописи и графики.


Создание художественного выразительного образа в живописном цветовом пространстве, адекватном этому образу.





Умеет импровизировать

в процессе создания собственных продуктов творческой деятельности; (общекультурная).

- Умеет выразить свои мысли, чувства, желания (коммуникативная)

- Реализация творческого замысла в рисунке, лепке, аппликации (учебно-познавательная)


-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности (социально-трудовая)

Режиссерская игра: по сюжету коммулятивных сказок;

по сюжету волшебных сказок;



Умение согласовывать слово с игровым действием на протяжении всей игры по целостному сюжету сказки.
Умение отличить воображаемый мир сказки от окружающей действительности.
Умение сохранить целостность сюжета.
Умение учитывать в игре структуру сказочного пространства.

Проигрывают все звенья коммулятивной цепи; при этом рассказывание сказки слажено с соответствующим игровым действием.

Могут проигрывать «страшные» моменты сказок. Они отмечают начало и конец сказки.

Не пропускают важные моменты сюжета (нарушение персонажем запрета), хотя могут еще пропустить некоторые испытания героя.

На игровом поле отделяют расстоянием два противоположных мира: мир героя и чужой ему мир (антагониста)




-Устная речь грамматически правильна (учебно-познавательная)
-Сформирована привычка слушать художественные тексты.

(общекультурная)



1

2

3

4

Художественное конструирование

Знание свойств элементов конструктора (геометрических фигур)
Навыки соединения деталей конструктора и их размещение на фоновой плоскости.
Конструирование предметного изображения, сюжетной композиции.

Разработка замысла конструкции.



Дифференцируют разнообразные по цвету, форме, величине геометрические фигуры по пространственным и конструктивным свойствам. Узнают по названию или образцу.

Владеют способами точного соединения деталей конструктора при составлении изображений обобщенных и характерных образов, размещая детали по горизонтали, вертикали, чередуя разные элементы и их положения.

Умеют анализировать объект, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета. Умеют конструировать объект, создавая обобщенный или характерный образ в сюжетной композиции на фоновом изображении, передающем время и место события.

Переходят от практического нащупывания образа к разработке замысла во внутреннем плане.




- Соединение при конструировании разных по форме, цвету, объему, материалу детали.(социально-трудовая компетенция)

- Реализация творческого замысла в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. (учебно-познавательная компетенция)



Выразительное движение

Умение осмысленно использовать единицы языка движений в соответствии с заданным содержанием.
Умение выразительно

(т.е. узнаваемо) передать в движениях заданное содержание.



Подбирают (и выполняют) одно или несколько выразительных движений, подходящих по содержанию игровой ситуации, заданной взрослым.

Показывают фрагменты эмоционально-пластического «проживания» заданного образного содержания (настроения)



- Выражение мыслей, чувств, желаний (коммуникативная)

- Выражение эмоциональных состояний и чувств (общекультурная)




ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗДЕЛАМ

ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ»

Вид занятий

Тип достижений

(чем овладевают дети)



Показатели достижений

Показатели развития элементарных основ ключевых компетенций

1

2

3

4

Ознакомление с пространством

Умение передать на плане основные ориентиры и взаимное расположение некоторых предметов групповой комнаты.

Умение ориентироваться по перевернутому плану в помещении групповой комнаты.

Умение ориентироваться по плату на местности при изменении позиции ребенка на местности.


Рисуют план групповой комнаты. Обозначение дверей и окон на плане в тех же местах, где они расположены в групповой комнате. Изображение на плане нескольких предметов мебели в тех же местах, где они расположены в групповой комнате.

Читают перевернутый на 180 градусов план групповой комнаты. Находят игрушки в групповой комнате.

Отмечают на плане местности остановки. Обозначают остановки на плане местности.


-Быстро включается в предметно-творческую деятельность (социально-трудовая компетенция)

-Владеет названиями предметов и явлений, их свойств, умеет рассказать о них.

-Умеет различать геометрические формы

-Может применить мерку, как способ измерения (учебно-познавательная компетенция)

-Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная)

-Умеет соблюдать правила игры (социально-трудовая)

Обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах (социально-трудовая)


Художественная литература и развитие речи.

Построение двигательной и сериационной модели сказки и ее использование при пересказе.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.

Самостоятельное сочинение истории по заместителям.
Использование элементов символизации для обозначения своего эмоционального отношения к персонажам.


Выбирают заместители и пересказывают сказку, разыгрывая ее с помощью заместителей.
Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временную последовательность событий, при этом каждый ребенок раскладывает два заместителя.

«Превращают» заместители в героев своих историй, называя 1-2 события, которые с ними случились.


Самостоятельно придумывают детали, выражающие их отношение к персонажам сказки.

-Умеет играть в кукольном театре (общекультурная).

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла (учебно-познавательная)

-Умеет выбрать игрушку, вид игры, смысловую роль в игре, партнера по игре. (социально-трудовая).

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности (общекультурная).

-Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражает радость, печаль) (общекультурная).

-Умеет выразить свои мысли, чувства, желания (коммуникативная компетенция)



1


2

3

4




Введение в грамоту

Интонационное выделение одного звука в слове

Интонационно выделив заданный звук в слове.

-Устная речь грамматики правильна. (учебно-познавательная)

- Сформирована привычка слушать художественные тексты. (общекультурная)









Различие акустическое (на слух) твердых и мягких согласных звуков.

Интонационно выделив заданный звук, определяют «старший братец» или «младший братец», затем называют его пару (волк-в, «старший братец», его пара- вь).

-Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них. (учебно-познавательная)

-Быстро, точно исполняю словесную инструкцию. (коммуникативная компетенция)









Названия слов на заданный звук.

Подбирают слово на звук, предложенный воспитателям.










Моделирование слогового состава 1-3 – сложного слова.

Играют в игру «Телеграф». Взрослый нормативно произносит поочередно несколько слов 1-3 сложных (шар, рыба, миска), ребенок прохлопывает в ладоши слоговой состав заданного слова и выставляет заместители соответствующего количества (одну, две или три фишки – игрушки).










Развитие произвольности движений- управление своими руками Ии пальцами.

Выполняют движения, включенные в образный контекст, типа: «олень», «бабочка», «улей».







Конструирование

Умение изображать строительные детали в виде схематического рисунка с разных пространственных позиций.

Могут изображать отдельные детали (куб, полукуб, кирпичик, брусок) в трех прямоугольных проекциях. Узнают эти детали на схемах. Более точно изображают детали при помощи трафаретов с соответствующими прорезями. На глаз это делают с нарушением пропорций фигуры.

-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали (социально-трудовая компетенция)

Умеет различать геометрические формы (учебно-познавательная компетенция)









Умение соотносить схему конструкций с реальной постройкой.

Правильно ориентируются в пространстве схемы: могут дополнить схему постройки недостающими в ней изображениями, выбрать их нескольких схем ту, которая соответствует конкретному образцу.

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла; умеет реализовать творческий замысел в конструировании (учебно-познавательная компетенция)






1

2

3

4




Умение конструировать предмет по его графической модели.

Самостоятельно или с помощью воспитателя анализируют схему постройки, выделяют в ней основные или второстепенные части, отбирают нужные строительные детали, придают им положение, указанное в схеме.

-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.

-Умеет проговаривать вслух последующее действие. (социально-трудовая)

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации творческого замысла

- Умеют работать в коллективе, группе, паре. (учебно-познавательная)







Умение создавать постройки по собственному замыслу

Могут заранее назвать тему будущей постройки, использовать схематический набросок задуманного предмета. Схема может содержать изображение частей предмета и отдельные фрагменты конструкции. Способы размещения и соединения деталей находят в процессе практических действий с материалом.


-Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка- становление образа «Я». (ценностно-смысловая)




Преобразование готовых построек с внесением уточнений в схему.

Могут дополнить постройку новыми деталями и обозначить их положение на схеме; могут по готовой схеме создать постройку, некоторые части которой будут составлены из других, более мелких деталей.


-Быстро включается в игру и предметно-творческую деятельность. (социально-трудовая)

-Умеет различать геометрические формы. (учебно-познавательная)






Передача своего отношения к объектам и персонажам литературных произведений в форме символических конструкций.

Могут создавать с помощью объемных и плоскостных деталей разной геометрической формы постройки, передающие эмоциональное отношение к воспринятому материалу или предложенной тематики.

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная)

-Умеет пользоваться знаками (+) (-). (учебно-познавательная)

-Умеет выбирать пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла (учебно-познавательная компетенция)


Развитие элементарных математических представлений.

Овладение действием опосредованного сравнения предметов по количеству с помощью фишек- заместителей.

Используют фишки-заместители для отбора нужного количества предметов и сравнения двух групп предметов путем установления взаимно однозначного соотнесения между фишками-заместителями (больше-меньше-поровну).

-Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса. (учебно-познавательная)




1

2

3

4




Овладение действием опосредованного сравнения двух предметов по величине.

Самостоятельно изготавливают мерку (условную мерку), равную по величине одному из сравниваемых объектов. Используя мерку, делают вывод о величине сравниваемых объектов (больше-меньше- поровну).

-Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга,

-Может применить мерку как способ измерения. (учебно-познавательная)



Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
Развитие познавательных и творческих способностей:

- овладение действием замещения объектов, с которыми знакомятся дети;


- ориентировка и использование наглядных моделей (круговой диаграммы смены времен года и суток).

Могут рассказать о некоторых свойствах воды, магнита, воздуха, их применении, правилах дорожного движения, профессиях (3-4), правилах поведения библиотеке, театре, музее, назвать некоторые органы (сердце, мозг, кожу) показать на себе, где они находятся , рассказать о правилах гигиены, о своем росте.

Зарисовывают, а затем и сами придумывают заместители для условного обозначения изменений, происходящих в живой и неживой природе вы течении года, а также сфер действительности, с которыми они знакомятся .

Показывают на круговой диаграмме и называют в определенном порядке времена года, времена суток. Рассказывают о характерных приметах сезонов, опираясь на условные обозначения, или об освещенности и распорядке дня, характерном для каждого времени суток.


-Владеет названиями предметов и явлений, их свойств.

-Умеет рассказать о них

-Устная речь грамотно правильная.

-Умеет проговаривать вслух последующие действия. (учебно-познавательная)

-Имеет элементарные представления о пользе физической активности и личной гигиены. (ценностно-смысловая)

- Обладает навыками безопасного поведения на улице, общественных местах, дома. (социально-трудовая)

-Умеет отличать живую природу от неживой.

-Умеет реализовать творческий замысел в рисунках.

-Знает значение слов : «сегодня», «завтра», дни недели и т.п.

-Владеет названиями предметов, явлений, умеет рассказывать о них. (учебно-познавательная)






Освоение различных форм приобретения опыта:

- экспериментирование


- сопереживание

Развитие познавательной активности




Могут под наблюдением воспитателя проводить опыты с водой, магнитом, воздухом, делать выводы об их свойствах.
Эмоционально отзывчивы к состояниям природы, потребностям растений и животных, их защите и заботе о них.

Задают вопросы об интересующем их явлении или событии, объясняя, что конкретно им было бы интересно узнать.




-Владеет названиями предметов, их свойств, умеет рассказывать о них.

-Умеет проговаривать последующие действия. (учебно-познавательная)

-Умеет выражать свои мысли. (коммуникативная)

-Умеет бережно относиться к окружающей природе. (ценностно-смысловая)

-Умеет ухаживать за животными и растениями. (социально-трудовая)

-Переживает за живое существо, другого человека.

-Видит красоту живой и неживой природы. (ценностно-смысловая).

-Умеет выражать свои мысли, чувства, желания. (коммуникативная)

-Ребенок много узнает из книг , из просмотренных телепрограмм, из разговоров со сверстниками. (информационная)





1

2

3

4

Изобразительное искусство

Овладение предметным изображением, включающем структуру предмета, его движение, выразительные характеристики.

Овладение художественно-выразительным образным решением живописной предметной композиции.



Создание яркого, острохарактерного образа(в движении) средствами графики и живописи.

Создание эмоционального и яркого образа персонажа в соответствующем ему по живописному строю цветовом пространстве.



Умеет видеть красоту живой и неживой природы (ценностно-смысловая компетенция)

Умеет реализовать творческий замысел, выбирать и пользоваться материалом (учебно-познавательная компетенция).

Умеет выразить свои чувства, желания (коммуникативная компетенция).


Режиссерская игра по сюжету волшебных и коммулятивных сказок.

Умение выразить повествование близкого к оригиналу, согласовывая игровое действие и слово.

Умение отделить замысел игры от его фактического исполнения.



Становятся рассказчиками: отмечают и конец сказки; чередуют повествование и диалог персонажей сказки.

Сами выбирают сказку и подбирают все нужные для игры предметы ( включая сторону игрового поля) еще до начала игры, они для себя проговаривают «опорные точки» в развертывании игры (вместе с тем какой план не развернут).



- Ребенок многое узнает их книг, из просмотра телепередач, из разговоров со сверстниками (информационная)

- Умеет играть в кукольном театре. (общекультурная)

- Любит и умеет участвовать в театральной деятельности. (общекультурная)

- Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно не перебивая слушать читающего). (общекультурная)

- Умеет выбрать игрушку, вид игры, смысловую роль в игре, партнера по игре. (социально-трудовая)


Художественное конструирование

Овладение предметным, декоративным пейзажем и сюжетным изображением. Конструирование обобщенных и характерных образов, включающих структуру объекта, его движение, выразительные характеристики.

Овладение художественно выразительным образным решением предметной, декоративной и сюжетной композиции.



Самостоятельно конструируют сюжетные композиции по мотивам знакомых сказок (сначала на фоновых, передающих место и время события). Создают яркие динамичные образы.

Конструируют эмоциональные и яркие композиции, используя символические средства изобразительной деятельности (цвет, фон, линия, симметрия, композиция и др.) при конструирования образа персонажа и фонового пространства.



- Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;

- Быстро включается в игру и предметно-творческую деятельность. (социально-трудовая)

- Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная)

- Умеет реализовать творческий замысел в художественном конструировании. (учебно-познавательная)

- Умеет различать геометрические формы. (учебно-познавательная)

- Умеет общаться в процессе игры;

- Умеет выразить свои мысли, чувства, желания. (коммуникативная)

.




1

2

3

4




Умение конструировать объекты по графической модели.


Анализируют схему, выделяют в ней основные и второстепенные части, отбирают нужные элементы конструктора, придают им положение, указанное в схеме.

-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, материалу, объему детали (социально-трудовая)

-Различает геометрические формы;

-Умеет реализовать творческий замысел в конструировании (учебно-познавательная)





Умение создавать композиции по собственному замыслу.


Могут заранее называть тему, использовать схематическое изображение задуманного объекта для уточнения мысленного образа и воплощения замысла.

Способы соединения элементов конструктора дети находят в процессе практических действий с материалом.



-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

-Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу. (учебно-познавательная)



Выразительное движение.

Умение взаимодействовать с партнером в соответствии с сюжетом и исполняемой ролью.

Партнеры строят образно-пластическое взаимодействие по принципу «реплика» – «ответ», подбирая подходящие по замыслу движения.

-Быстро, точно исполняет словесную инструкцию.

-Умеет работать в коллективе, в паре,

в группе. (коммуникативная компетенция).

-Любит и умеет участвовать в театральной деятельности (общекультурная компетенция)







Умение воплотить образ персонажа в развитии.

Перестраивают свою пластику в соответствии с характерными особенностями движения, настроения изображаемого персонажа.

Умеет импровизировать в процессе создания собственных продуктов творческой деятельности.(общекультурная)


ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ»



Вид занятий

Тип достижений

(чем овладевают дети)

Показатели достижений

Показатели развития элементарных основ ключевых компетенций

Ознакомление с пространственными отношениями

Умение передать на плане основные ориентиры и взаимное расположение некоторых объектов на улице

Дети рисуют план улицы. Обозначают основные ориентиры (дорога, перекресток) в тех же местах, где они расположены на улице, изображают на плане несколько объектов (домов, деревьев) в тех же местах, где они расположены на улице.

-Умеет проговаривать вслух последующее действие (социально-трудовая)

- Владеет названиями предметов, их свойств, умеет рассказать о них;

- Умеет различать геометрические формы (учебно-познавательная)





Умение ориентироваться на местности по ее схематическому изображению на карте.

Дети рисуют маршрут на карте местности и называют от 3 до 10 объектов, расположенных вдоль этого маршрута на местности.


-Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная)

Развитие элементов логического мышления.

Наличие представления о сериационных отношениях между понятиями .

Дети могут сравнивать сложные предметы и явления по выраженности одного (общего для всех) признака.


-Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная).




Умение устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.

Дети подбирают родовое понятие к группе видовых и, наоборот, могут назвать несколько видовых понятий к родовому, названому воспитателем.


- Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы. (учебно-познавательная)




Овладение моделированием понятийных отношений с помощью кругов.

Дети классифицируют предметы и графически отображают отношения между понятиями, сравнивают понятия по объемам («Чего больше?»).


-Может применить мерку как способ изменения количества длины, высоты, ширины, объема, веса. (учебно-познавательная)


1

2

3

4

Развитие элементарных математических представлений

Построение и использование различных предметных и графических моделей количественных отношений.

Использование различных моделей для установления соотношения чисел в числовом ряду, установление такого соотношения без моделей.



Дети выкладывают из фишек, вычерчивают на бумаге или используют готовые модели для сравнения по количеству различных множеств.
Дети выстраивают различные модели для сравнения чисел числового ряда, выполняют задания в соответствии с результатом установления отношений в плане представлений (в уме).

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла.

-Умеет различать число предметов и их признаки.(учебно-познавательная).



Подготовка к грамоте

Овладение звуковым анализом слов, построение модели пяти звукового состава слова.
Овладение умением различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки.

Овладение умением вычленять словесное ударение.

Способность называть на заданный звук.


Дети самостоятельно или с помощью взрослого устанавливают порядок следования звуков в слове, называют их и обозначают соответствующими фишками.

Дети самостоятельно или с помощью наводящих вопросов педагога (уточняющих, где какой звук) различают звуки по их качественной характеристике, называют и обозначают соответствующими фишками.

Дети самостоятельно или с помощью интонационного выделения взрослым нужного звука вычленяют ударный гласный, называют его и обозначают соответствующей фишкой.

Дети самостоятельно или с помощью педагога ( по аналогии) называют слова с любого мягкого или твердого согласного.



Учебно-познавательная компетенция.

Развитие у детей зрительно-моторной координации, восприятия, произвольной регуляции.


Точное обведение предмета по нанесенному контуру.

Штриховка предмета внутри его контура.

Дорисовывание фигуры.


Дети обводят предмет строго по нанесенным точкам.
Дети наносят частую штриховку внутри контура предмета без выхода за контур.

Дети дорисовывают недостающие элементы предмета.



Учебно-познавательная компетенция.

1

2

3

4

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Использование пространственно-временной модели при пересказе одного из эпизодов сказки.

Составление плана проведения игры-драматизации.


Придумывание детального описания предмета на основе его схематического изображения и сочинение истории с опорой на это изображение.
Использование символических средств для передачи своего отношения к персонажам сказки.

Дети пересказывают сказку по эпизодам, опираясь на пространственно-временную модель, составленную при помощи взрослого.

Дети размещают условные заместители персонажей и декораций на фланелеграфе, соблюдая пространственно-временную последовательность событий сказки.


Дети дополняют деталями схематическое изображение предмета и сочиняют про него историю.


Дети передают свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств на материале продуктивной деятельности (рисование, аппликация).


-Сформирована привычка слушать художественные тексты;

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности.(общекультурная)

-Умеет работать в коллективе, в группе, в паре. (социально-трудовая).

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

-Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;

-Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации. (учебно-познавательная).



Конструирование


Способность видеть один и тот же предмет с разных пространственных позиций (вид прямо-спереди, вид прямо –

сверху, вид прямо – сбоку) и умение составлять с этих позиций схемы строения предмета.


Умение создавать графические модели конструкции предметов на основе анализа готовой конкретной постройки или реального предмета. В модели конструкция изображается с одной пространственной позиции.

Умение разработать собственный замысел конструкции.


Дети правильно ориентируются в пространстве реального предмета постройки, знают обозначения их сторон (передняя, задняя, верхняя, нижняя, боковые), понимают относительный характер таких обозначений применительно к строительным деталям и абстрактным конструкциям (передней становится в них та сторона, которая повернута к ребенку).

Дети самостоятельно или с помощью взрослого составляют схемы строительных деталей и простейших конструкций из 2-3-х фигур (вид спереди, сбоку и сверху). По трем схемам такого рода, определенным образом расположенным на листе бумаги («схема – развертка»)дети самостоятельно узнают основные детали строителя и воспроизводят простые конструкции из 3-х фигур.

Дети правильно и последовательно выделяют в конкретном предмете или постройке сначала основные, затем второстепенные части; правильно выбирают для изображения каждой части предмета и каждого фрагмента конструкции фигуры, соответствующие им по величине, форме, пропорциям; определяют место каждой фигуры в пространстве всей схемы в целом; самостоятельно или с помощью воспитателя проверяют правильность составленной графической модели.

Дети самостоятельно выбирают предмет, который будет воспроизводиться в конструировании; делают это заранее, до начала практических действий с материалом. Охотно используют для разработки замысла схематический набросок предмета с изображением его частей и особенностей его общего контура. Первоначальный замысел в большинстве случаев удерживают, расширяют и детализируют в процессе практического его воплощения в материале. Способы соединения и размещения деталей в уме заранее могут представить себе очень неточно, при реализации составленной схемы нередко отступают от нее.




-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная)

-Умеет реализовать творческий замысел в конструировании. (учебно-познавательная).


-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали. (социально-трудовая).

-Умеет реализовать творческий замысел в конструировании

Умеет различать геометрические формы. (учебно-познавательная)







1

2

3

4

Развитие экологических представлений.


Представления о растениях и животных экосистем.

Умение устанавливать взаимосвязи в экосистемах.

Овладение действием построения моделей, отображающих зависимость строения растения от условий жизни.

.


Дети называют несколько растений и животных предложенной экосистемы.

Дети приводят примеры взаимозависимости обитателей экосистемы друг от друга.

Дети составляют схему строения растения в зависимости от условий жизни.


-Видит красоту живой и неживой природы. (ценностно-смысловая).

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла (учебно- познавательная)

-Умеет работать в группе, паре; выразить свои мысли, чувства, желания (коммуникативная)


Изобразительное искусство

Создание выразительной композиции, передающей характер и динамику действий изображаемых объектов.

Овладение действием преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов в композиции



Дети могут передать особенности взаимодействия изображаемых объектов (в пластике, графике, цвете).

Могут выбрать и решить различные композиционно-пространственные варианты изображаемого эпизода.



-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная)

-Быстро включается в игру, в предметно-творческую деятельность;

-Умеет проговаривать вслух последующие действия

(социально-трудовая)



Режиссерская игра – спектакль по сюжетам сказок.






Художественное конструирование.

Выразительное движение.


Умение самостоятельно и выразительно разыграть сказку, ориентируясь при этом на зрителей на протяжении всей игры – спектакля.

Умение представлять «в уме», в плане воображения целостный структурный облик объекта и конструировать варианты его изображений (разных животных, птиц) в трех проекциях с опорой на конкретную модель (незавершенное, расчлененное графическое изображение), наполняя ее конкретным содержанием.

Умение конструировать изображение предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций по замыслу, теме, готовой или самостоятельно составленной схеме.
Овладение «языком» изобразительной деятельности, умение привлечь существующие в культуре формы символизации для конструирования характерного образа и передачи своего отношения

к изображаемому.


Умение строить взаимодействие с партнером более или менее развернуто, с признаками детализации (сюжета).
Умение более или менее выразительно и устойчиво передать игровой образ.

Ребенок в роли кукольника может разыграть сказку для небольшой группы зрителей и настольном театре.
Дети самостоятельно рассматривают модель, представляют образ реального объекта, называют и конструируют его изображение, действуя от незавершенной модели к детально представленному образу; разбирают изображение; повторяют поиск новых образов.
Дети передают события из жизни или эпизоды литературного произведения, составляют узор или пейзаж, изображая несколько объектов (элементов), связанных между собой одним содержанием (действием, замыслом), соотносит их между собой по величине, расположению относительно друг друга, передавая характерные особенности каждого их них

( по замыслу, теме, схеме).

Дети конструируют эмоциональные и яркие композиции, ориентируясь на содержательно-смысловые характеристики изображаемого, переводя свои впечатления на язык изобразительной деятельности.

Ребенок строит образно-пластическое взаимодействие с партнером, отображая в нем не только главные смысловые моменты, но и «связки» между ними, некоторые детали поведения персонажа.

Ребенок включает в образное движение (почти) все тело и удерживает образ в течении нескольких эпизодов подряд или фрагментарно – в отдельных эпизодах этюда.


-Умеет играть в кукольном театре, в том числе с созданными самостоятельно персонажами.

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная).


-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла.

-Умеет различать геометрические формы.

-Умеет реализовать творческий замысел в конструировании. (учебно-познавательная)
-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла.

-Быстро включается в игру и предметно-творческую деятельность (социально-трудовая компетентность).

-Умеет работать в коллективе, группе, паре. (ценностно-смысловая компетентность, коммуникативная).

-Умеет общаться в процессе игры (договариваться, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру) (коммуникативная)

-Умеет выразить свои мысли, чувства, желания (коммуникативная)

-Любит и умеет участвовать в театральной деятельности (общекультурная)




ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ


Вид занятий

Достижения (чем овладевают дети)

Показатели достижения детей

Показатели развития элементарных основ ключевых компетенций


Ознакомление с пространственными отношениями


Развитие элементов логического мышления.




Развитие элементарных математических представлений.




Основы первоначальной грамоты.




Подготовка руки к письму.




Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.


Конструирование.




Изобразительное искусство.




Развитие экологических представлений.






Режиссерская игра





Художественное конструирование

Выразительное движение


Ориентирование плана по отношению к пространству. Нахождение любого реального предмета в группе, изображенного на плане, и определение того, где какой предмет поставлен в плане.

Усвоение общепринятых условных обозначений при составлении планов.




Освоение принципа масштаба.


Умение пользоваться системой координат при игре в «Морской бой».

Умение пользоваться системой координат при работе с картой. Понимание смысла разномасштабных карт и схем.

Овладение действиями наглядного моделирования понятийных отношений в форме классификационного древа.

Овладение действиями разнородного материала.

Построение и использование графических моделей типа оси для установления различных количественных отношений.

Овладение представлениями о составе чисел до десяти из двух меньших.

Овладение представлениями о закономерностях образования чисел числового ряда.


Овладение различными действиями и представлениями, связанными с решением простых арифметических задач.

Овладение умением анализировать предложение и графически записывать его.


Овладение составлением предложений из букв.

Овладение умением сравнивать слово по звуковым конструкциям и подобрать слова к заданной модели.


Овладение чтением.

Составление букв из элементов.


Правильное расположение буквы в пространстве.
Правильное взаиморасположение элементов буквы.

Составление пространственно-временной модели сказки и ее использование при пересказе.

Пересказ сказки без опоры на наглядную модель.

Сочинение сказки на заданную тему без опоры на внешние средства.

Использование символических средств для обозначения внутренних характеристик персонажей сказок и историй.

Овладение умением рассматривать предмет с разных пространственных позиций (спереди, сверху, сбоку), и составлять соответствующие позициям схемы строения предмета.

Развитие способности представлять «в уме» целостный образ предмета по его неполному графическому изображению с одной из пространственных позиций. Овладение умением переводить разные схематические изображения предмета (и его конструкций) друг в друга (схему «вид спереди» в «вид сбоку» или в «вид сверху» и наоборот).

Овладение умением детально разрабатывать собственный замысел конструкции и создавать новые, оригинальные постройки.


Творческий синтез различных фрагментов в целостное изображение, раскрывающее отношение ребенка к изображаемой действительности.

Овладение действием построения и использования моделей, отображающих связь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах.

Овладение действием построения модели эволюционного развития животных на Земле.


Овладение действием использования модели эволюционного развития животных на Земле.

Творческое применение усвоенных средств в воображаемых ситуациях.


Умение показать самостоятельно или вместе с одним партнером сказку на ширме кукольного театра.

Использование в конструировании «подсказки» для диафильма – готовой пространственно-временной модели, передающей все основные временные события сказки (4-9 взаимосвязанные сюжетные композиции).

Составление (сообща) пространственно-временной модели по сказкам: «Зимовье», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна – лягушка». Конструирование сюжетных композиций по составленной пространственно-временной модели.

Использование в конструировании предварительно составленных по предложенным иллюстрациям, передающие разные архитектурные стили жилых помещений и декоративные композиции.
Конструирование сюжетных и пейзажных композиций без помощи наглядной модели.

Развитие воображения: конструирование предметных изображений по отдельным признакам предметов, обозначенных неполно, схематически (достраивание незавершенной модели).

Развитие воображения: конструирование на заданную тему целостной композиции из нескольких сюжетных изображений, составленных индивидуально каждым ребенком.
«Сочинительское творчество».

Исполнительское творчество



Дети узнают помещение, изображенное на плане и умеют так положить (развернуть) план, чтобы он легко соотносился с предметами, находящимися в помещении, при том же расположении стен, окон, дверей.

Дети узнают в условных изображениях плана реальность и, при надобности, сами ими пользуются.

Дети могут самостоятельно выбирать мерки при составлении планов и решать в каком масштабе «выгоднее» его представить.
Дети умеют самостоятельно называть координаты любой точки игрового поля, умеют отыскивать по координатам любую точку игрового поля, умеют оценивать высказывания другого по названию определенных координат.
Дети называют координаты любой точки на карте и по названным координатам могут разыскать соответствующее место на карте.

Дети понимают и могут объяснить смысл создания разномасштабных карт и схем.

Дети классифицируют предметы, графически отображают отношения между понятиями, сравнивают их по объему и содержанию.
Дети выделяют понятийные группы в разнородном материале, используют существенные (для отнесения предметов к той или иной категории) признаки выделенных групп.
Дети вычеркивают на оси или используют уже начерченные модели для сравнения множеств различных предметов или пересчета одного и того же множества предметов группами.

Дети могут назвать состав любого числа до десяти из двух меньших.


Дети могут выполнить различные задания в соответствии с результатом установления в уме отношений между числами числового ряда от 0 до 10.

Решение, придумывание простых арифметических задач в разных условиях: с использованием модели «часть» - «целое», по картинке, по рассказу с числами.


Дети самостоятельно и правильно оформляют графическую запись предложения «Ель растет в лесу» карандашом на листочках. Некоторые дети допускают ошибки (пропуск предлога, нет заглавной буквы), при наводящих вопросах, уточняющих порядок следования слов, исправляют их.


Дети самостоятельно или с помощью взрослого составляют предложение из букв азбуки и отвечают на все вопросы: «Почему на слове «растет» пишется буква «е», а слышится «о»? , «Почему в слове «ель» вместо двух звуков «йе» стоит одна буква «е»?, «Почему нужно писать маленькое слово «в» отдельно от других?» и т.п.
Дети правильно самостоятельно или с помощью взрослого устанавливают соответствие картинки и условно-символической модели 3-х, 4-х и 5-ти звукового слова (рак, лиса, миска) и могут подобрать соответствующие слова к заданным моделям (можно аналогии).
Во время индивидуального чтения ребенком одного из последних текстов (можно «Скоро в школу») устанавливается качественный уровень его чтения: высокий (бегло и слитно), средний (плавное слоговое или рубленное слово), низкий (побуквенное или не читает).

Дети самостоятельно составляют из основных элементов в 3-5 букв.

Дети пишут (печатают) следующие буквы: Э, Е, Р, С, Ю, З.
Дети пишут (печатают) буквы: А, Я, Э, Е, П, Д, В, Г, Ж.

Дети самостоятельно составляют пространственно-временную модель сказки и пересказывают сказку.

Ребенок пересказывает сказку на заданную тему.

Дети сочиняют сказку на заданную тему.


Дети сочиняют сказки и истории с опорой на символические средства.

Дети самостоятельно придумывают символы, передающие внутренние характеристики персонажа.


Дети самостоятельно составляют схематические изображения различных строительных деталей и простых конструкций из 3-х – 4-х деталей в трех разных вариантах (вид под прямым углом спереди, сверху и сбоку).

По трем таким схемам в процессе их сопоставления друг с другом дети узнают изображенный предмет и особенности его строения. Это позволяет им построить его модель из строительных деталей.

Дети переводят одни схематические изображения построек в другие (контурные в расчлененные ,общие схемы предмета в расчлененные конкретные схемы его конструкции, схемы объемные в схемы с отдельных позиций и т.д.). проявляет способность смотреть на окружающие предметы не только «от себя», но и с других условных позиций.

Основные звенья конструктивного замысла (предмет, его назначение, способ действий, материал) дети намечают заранее, «в уме». Они не только намечают тему будущей постройки, но и самостоятельно или с некоторой помощью воспитателя включают ее в воображаемую смысловую ситуацию (учебную, игровую, сказочную), что позволяет создаваемой конструкции придать особые черты модельного или символического характера. Дети этого возраста могут рассказать о будущей постройке заранее и содержательно прокомментировать результат. Целенаправленно используют схематический набросок конструкции на только для изображения общей схемы предмета, как это было раньше, но и для фиксации некоторых возможных элементов конструкции и группировки определенных деталей.


Ребенок создает многофигурную композицию на основе материала, накопленного в эскизной деятельности.

Дети подбирают карточки по схематичным изображениям условий жизни в одной из природных зон Земли, строят модель. Дети с помощью модели вычленяют условия жизни в данной природной зоне, подбирают соответствующие картинки с изображением растений и животных, рассказывают об их приспособленности к окружающей среде.
Дети выкладывают карточки со схематичными изображениями древних животных на «эволюционной лестнице» в порядке их возникновения.

Дети опираясь на модель, рассказывают об их особенностях жизни и строения древних животных позволивших им приспособиться к окружающей среде, называют их современных потомков.


Дети, опираясь на предложенную модель, «заселяют» необитаемую планету, подбирая иллюстрации растений и животных, которые могут существовать в данных условиях.
Ребенок на протяжении всего спектакля в целом удерживает технику вождения кукол; согласует ролевую речь за персонажей с повествованием рассказчика; может составить вместе со взрослым и другим ребенком устный сценарий и придерживаться его при совместном показе сказки.

Дети рассматривают модель, пытаются отгадать название сказки, объясняют свой выбор, каждый заместитель на модели закрепляют за определенным персонажем сказки, договариваются о распределении фрагментов диафильма (блоков – рамочек) и приступают к конструированию сюжетных композиций по 2-3 ребенка в соответствии с моделью.

Дети подбирают заместители для каждого персонажа сказки, определяют количество эпизодов и их конкретное содержание для будущего диафильма рисуют подсказку (5-6 блоков – рамочек) – заполняют каждый кадр заместителями в соответствии с содержанием сказки, распределяют кадры диафильма и приступают к конструированию сюжетных композиций в соответствии с моделью.
Дети анализируют иллюстрации совместно с воспитателем, самостоятельно составляют схемы и конструируют здания и декоративные композиции по каждому архитектурному стилю и виду народного промысла в соответствии со схемой.
Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на конструктивную деятельность по темам: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Дети идут в школу», «Новогодний праздник», «Мороз и солнце», «Масленица», «Весна пришла», «Первый дождь» и др. самостоятельно конструируют пейзажные композиции.

Дети анализируют модель (выполненную схематически, неполно). Конструктивная задача предлагается детям в виде конструктивных загадок, типа: «Угадай, что это и дострой». Загадка предполагает несколько правильных ответов. Каждый ребенок достраивает незавершенную модель в нескольких вариантах.


Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на самостоятельное индивидуальное конструирование на сказочную тему: «Герои Лукоморья», «Необычный лес».

Ребенок (совместно с партнером) придумывает композицию образно-пластического этюда по заданному сюжету, внося в нее (импровизационно) собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения образа, беря за основу способы, близкие к известным по обучению (иногда придумывает собственные оригинальные способы воплощения образа).


Передавая образ, ребенок движется более или менее выразительно, «всем телом»; иногда – с фрагментами яркого эмоционального «проживания» образного содержания.

-Умеет различать число предметов и их признаки (учебно-познавательная компетенция).

-Может применить мерку – как способ измерения количества длины, высоты, длины, объема, веса (учебно-познавательная компетенция)

-Умеет работать в коллективе, группе, паре (ценностно-смысловая компетенция)

-Умеет соблюдать правила игры. (социально-трудовая)

-Быстро, точно исполняет словесную инструкцию.(коммуникативная)
-Умеет работать в коллективе, группе, паре.(коммуникативная)

-Умеет общаться в процессе игры.(коммуникативная)

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла (учебно-познавательная)

-Умеет проговаривать вслух последующие действия.(учебно-познавательная)


-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.

-Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я». (ценностно-смысловая)


-Умеет пользоваться знаками + , - .

-Умеет проговаривать вслух последующие действия.

-Умеет различать геометрические формы.

-Умеет составлять число из единиц.

-Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга.

-Умеет пользоваться знаками + , -.

-Составлять число из единиц.

-Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками».

-Умеет различать число предметов и их признаки.(учебно-познавательная)


-Умеет проговаривать вслух последующее действие.

-Быстро и точно исполняет словесную инструкцию.

-Умеет выразить свои мысли.

-Умеет работать в коллективе, группе, паре (учебно-познавательная компетенция)

-Интерес, практическое применение, доступность понимание того, что зачем это ему надо (информационная компетенция).

Учебно-познавательная компетенция.

-Сформулирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего).(общекультурная)

-Умеет участвовать в театральной деятельности.(общекультурная)

-Владеет начальными навыками выражение эмоциональной экспрессии (выражений радости, печали).(общекультурная)

-Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы.(учебно-познавательная)

-Устная речь грамматически правильна.(учебно-познавательная)
-Умеет проговаривать вслух последующие действие.(учебно-познавательная)

-Умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали.(социально-трудовая)

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности. (общекультурная)

-Умеет реализовать творческий замысел. (учебно-познавательная)

-Умеет различать геометрические формы. (учебно-познавательная)

-Умеет выразить свои мысли, чувства, желания; работать в коллективе, группе, паре (коммуникативная),

-Быстро, точно исполняет словесную инструкцию. (коммуникативная)

-Видит красоту живой и неживой природы (ценностно-смысловая компетенция).

-Быстро включается в предметно-творческую деятельность. (социально-трудовая)

-Умеет проговаривать вслух последующее действие. (социально-трудовая).

-Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров.(общекультурная).

-Умеет импровизировать в процессе создания собственных продуктов творческой деятельности (общекультурная компетенция).

-Умеет реализовать творческий замысел, выбрать и пользоваться материалом (учебно-познавательная компетенция)

-Умеют бережно относиться к окружающей природе (ценностно-смысловая компетенция)


-Ребенок многое узнает из книг, просмотренных телепередач (информационная компетенция)

-Умеет отличать живую природу от наживой (учебно-познавательная компетенция).

-Умеет работать в коллективе, паре, группе (коммуникативная компетенция)

-Умеет работать в коллективе (коммуникативная)

Умеет играть в кукольном театре (общекультурная).

-Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности (общекультурная компетенция).


-Умеет реализовать творческий замысел в аппликации (учебно-познавательная компетенция).

-Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла (учебно-познавательная компетенция).
-Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них.(учебно-познавательная)

-Умеет реализовать творческий замысел в конструировании.(учебно-познавательная)

-Умеет работать в коллективе, группе, паре. (учебно-познавательная)

-Умеет выразить свои мысли, чувства, желания.(коммуникативная)



страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru