12+
→ «Дисграфия. Этиология. Симптоматика. Виды дисграфии» Известно, что

«Дисграфия. Этиология. Симптоматика. Виды дисграфии» Известно, что

страница 1
Выступление на МО учителей начальных классов
«Дисграфия. Этиология. Симптоматика.

Виды дисграфии»

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Общепризнанно также, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же является и важным этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявленные программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растет – чьи затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. У таких школьников наблюдаются многочисленные и на первый взгляд нелепые, но стойкие ошибки в чтении(дислексические) и при письме (дисграфические), которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей.



Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

В применении к младшим школьникам вернее говорить о трудностях формирования навыков письма.



Этиология.

Определенное место в этиологии дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.



Причины могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

а) Органическое повреждение корковых зон головного мозга:



  • Запаздывание созревания этих систем мозга.

  • Нарушение их функционирования.

б) Длительные соматические заболевания в ранний период развития.

в) Неблагоприятные внешние факторы:



  • неправильная речь окружающих;

  • двуязычие;

  • недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;

  • недостаточность речевых контактов;

  • неблагоприятная семейная обстановка.

Симптоматика

Дисграфия проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.



Дисграфические ошибкиэто специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка.

Особенности ошибок при дисграфии:

  • Ошибки при дисграфии стойкие и специфические, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. Эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

  • Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции.

  • Ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста.



Виды дисграфии.

1). Артикуляторно-акустическая.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам и отсутствию звуков в устной речи.



2). Акустическая.

Механизм связан с неточностью слуховой дифференциации звуков.

Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.



3). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизм – нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового, фонематического анализа и синтеза.

Ошибки: пропуски согласных, гласных, перестановки букв, добавление букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.



4). Аграмматическая.

Проявляется в аграмматизмах на письме (нарушения согласования , управления и др.).



Механизмнесформированность лексико-грамматического строя речи.

5). Оптическая.

Механизм несформированность зрительно-пространственных функции: зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Ошибки:


а) искаженное воспроизведение букв на письме.

  • неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;

  • зеркальное написание букв;

  • недописывание элементов, лишние элементы.

б) Замены и смешения графически сходных букв.
Выступление на педсовете

по теме: «Клинико-педагогическая и



психолого-педагогическая классификация».

И та и другая классификация дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектование групп детей с речевой патологией и осуществление логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.


Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное в логопедии сотрудничество с медициной. Она ориентирована на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации.


Нарушения устной речи могут быть разделены

на два типа:

  1. Внешнее оформление высказывания, которое называют нарушениями произносительной стороны речи.

  2. Внутреннее оформление высказывания, которое называется системными нарушениями речи.

Расстройства фонационного внешнего оформления высказывания могут быть дифференцированны в зависимости от нарушенного звена.

а) нарушением голосообразования.

б) темпо-ритмической организации высказывания.

в) нарушения звукопроизносительной организации.

г) нарушения интонационно-мелодической организации.



Нарушения устной речи.
Дисфония (афония) – отсутствие или нарушение фонации вследствие

патологических изменений голосового аппарата.


Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточной иннервацией речевого аппарата.



Нарушения внутреннего оформления речи (системные нарушения)
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

поражения речевых зон коры головного мозга.


Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными

поражениями головного мозга.


Нарушения письменной речи.
Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения.
Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, разработанная Р.Е. Левиной.

Речевые нарушения подразделяются на две группы:



К 1 группе относятся:
фонетическое нарушение – нарушение произношения отдельных звуков, групп звуков без других сопутствующих проявлений.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не угадывает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Общее недоразвитие речи – оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и смысловую сторону речи.
Ко 2 группе относится – заикание.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru