12+
→ Детский сад, в котором я работаю, необычный и, до недавнего времени

Детский сад, в котором я работаю, необычный и, до недавнего времени

страница 1
Концепция «Организация воспитания и обучения детей в условиях разновозрастной группе»

«Если не любить, то не имеешь право воспитывать»

Генрих Песталоцци

Новое дошкольное учреждение должно определять актуальные проблемы развития и функционировать в соответствии с развитием образовательной системы, то есть учреждение должно реализовать ту деятельность, которая соответствует возможностям, удовлетворяет потребностям и интересам детей, родителей, педагогов.

Детский сад, в котором я работаю, необычный и, до недавнего времени, единственный в нашем районе. Во-первых – это структурное подразделение общеобразовательной школы, во-вторых – сельский детский сад, в третьих – функционирует одна разновозрастная группа (дети от 3х до 7 лет).

Процессы развития таких детских садов должны способствовать повышению конкурентоспособности, обретению своего «лица», неповторимого и привлекательного.

Превращение детского сада из массового в детский сад личностного роста – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашего детского сада. Поэтому на небольшой коллектив стремится к созданию такого образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанников и их подготовку к полноценному и эффективному обучению в школе и в жизни в целом.

Я считаю, что выпускник нашего детского сада должен обладать следующими качествами:



Гражданские качества

Любовь к своей малой Родине; гордость за свою страну; осознанность своих поступков; приобщение к традициям, обычаям своего народа.

Нравственные качества

Умение жить в коллективе; помогать тем, кто в этом нуждается; доброта, трудолюбие, уважение к старшему.

Интеллектуальные качества

Стремление к познанию, умение использовать на практике свои знания умения и навыки.

Общие качества

Чувство прекрасного, внешний опрятный вид, владение правилами поведения и т.д.


Концепция развития детского сада выстраивается в следующих направлениях:

•Приоритетное - внедрение технологии разновозрастного воспитания и обучения;

•Здоровьесбережение;

•Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех участников образовательного процесса.



Актуальность

В условиях нашего детского сада возникла необходимость проведения Образовательной Деятельности, режимных моментов, в ходе которых объединяются дети возрастных категорий от 3х до 7 лет.

Ранее занятия проводились традиционно – отдельно по подгруппам, в зависимости от возраста детей. Такая деятельность проходила независимо друг от друга и, практически, отсутствовала совместная деятельность детей разного возраста, не реализовался потенциал разновозрастного взаимодействия. Для того, чтобы дети в условиях разновозрастной группы получили качественное образование, необходимо:

•Освоение педагогами технологии разновозрастного воспитания и обучения;

•Внедрение данной технологии в воспитательно-образовательный процесс;

•Создание условий для функционирования разновозрастной группы.

Я определила четыре основные функции разновозрастного обучения и воспитания.

Функция психологической защиты ребёнка

- расширение контактов;

-взаимное обогащение детей;

-разнообразие общения;

-повышение эмоциональной атмосферы;

-снятие психологического напряжения;

-нет монотонности при организации НОД;

-комфортность;

- возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ребёнок оказывается в позиции старшего, выполняя некоторые педагогические функции.



Функция социальной поддержки

-помощь старших младшим;

-востребованность, как помощников воспитателя при организации работы младших детей;

-образовательная деятельность разнообразнее и динамичнее, что способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта.


Компенсаторная функция

-страшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность;

-приобретают опыт поведения взрослого человека;

-в среде сверстников лишь немногие способны стать лидером, организатором. В разновозрастной группе такая возможность есть.


Стимулирующая функция

-активизируются индивидуальные качества: заботливость, ответственность, активность, инициативность.

Реализация воспитательного потенциала в условиях разновозрастной группы, его педагогических функций зависит от профессионализма педагогов. Для успешной и результативной работы нужно решить рад задач:


  1. Курсовая переподготовка педагогов;

  2. Разработать учебно-методический комплекс для организации образовательного и воспитательного процессов в разновозрастной группе;

  3. Необходима научная и методическая поддержка;

  4. Разработать механизм отслеживания результатов и их коррекция.

Основные подходы в организации образовательного и воспитательного процессов

Режим дня

Администрацией школы, педагогами детского сада и родителями составлен такой режим дня, который учитывает индивидуальные особенности каждой возрастной группы. При этом соблюдаются такие принципы:

-обязательно проведены все режимные моменты;

-учет индивидуальных возможностей детей;

-отсутствие жесткой поминутной регламентации;

-соответствие домашнего режима и режима ДОУ;

-соблюдение интервала между сном, бодрствованием и кормлением в соответствии с медицинскими показаниями.

За основу мы взяли режим дня среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима дня остальных возрастных групп, внесли некоторые изменения в длительность режимных процессов. Всё это создаёт условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди (например при умывании или подготовки ко сну).



Организация Непосредственно Образовательной деятельности

Вариативность образовательного процесса позволяет проводить образовательную деятельность следующим образом:



  1. Со всеми детьми согласно единому расписанию. Продолжительность НОД и сложность задач координируются в соответствии с возрастными особенностями. В таких условиях большим помощником для воспитателя являются комплексные, интегрированные занятия.

  2. В целях рационального построения педагогического процесса в условиях совместного пребывания детей разного возраста, мы практикуем разделение детей на подгруппы, в соответствии с которыми дифференцируется воспитательно-образовательная работа. Например: подгруппа 3-4 года, подгруппа 4-5 лет, подгруппа 5-6, подгруппа 6-7 лет.



Создание развивающей среды

При организации развивающей среды мы следуем следующим принципам:



Комфортность и безопасность

-создание интерьера группы с домашней обстановкой;

-создание уюта и естественности;

-подбор мебели для каждой возрастной подгруппе.


Обеспечение самостоятельной и индивидуальной деятельности

Зонирование группы: уголок грамотности (книги, игры, для развития речи, театрализованные игр); уголок сюжетно-ролевых игр; уголок строительно-конструктивных игр; уголок комнатных растений; уголок науки.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений

-многообразие форм и цветов материалов;

-наличие разнообразных бытовых предметов, которые используются в самостоятельных и сюжетно-ролевых играх.



Обеспечение возможности для исследования (обучающий)

Создание специальной, обучающей среды: песок, вода, глина, часы, мерные кружечки и т.д.

Проведение праздников в условиях разновозрастной группы

Праздник – серьёзное событие в жизни детского сада, одна из форм совместной деятельности. Подготовка к таким мероприятиям происходит совместно со всеми возрастными подгруппами. Кроме того, если в празднике участвуют дети разного возраста, он становится более живым и интересным. Для разновозрастной группы мы выбираем праздники близкие к семейным – День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей. Так кА мы являемся структурным подразделением общеобразовательной школы, то наши воспитанники, любого возраста, всегда принимают участие и в школьных мероприятиях и праздниках – День здоровья, Последний звонок, Выпускной, торжественные линейки.

Старшие ребята берут на себя основную роль в исполнении танцев, песен, театральных постановках. Младшие – чувствуют себя более уверенно рядом с ними.

Результаты

По итогам анкетирования родителей, большинство из них удовлетворены качеством обучения и воспитания своего ребёнка в данном дошкольном учреждении.



Данные об успеваемости выпускников в школе

Год выпуска

% успеваемости

2009 г.

Неуспевающие –0%

На 3 и 4 – 0%

На 4 и 5 – 100%


2010 г

Неуспевающие – 0%

На 3 и 4 – 20%

На 4 и 5 -80%


2011 г

Неуспевающие – 0%

На 3 и 4 – 10%

На 4 и 5 -90%


2012г.

Неуспевающие – 0%

На 3 и 4 –10%

На 4 и 5 -90%


Заключение

Таким образом, организовать жизнь в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать её спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятиям, коллективной трудовой деятельности.



Но всё это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

Дети в нашей стране должны быть счастливыми. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка. Он в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но иметь все основания для этого чувства.
страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru