12+
→ Детский сад музыкально-эстетический центр

Детский сад музыкально-эстетический центр

страница 1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ г. Оса

ДЕТСКИЙ САД - МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЛИРА»

Э.Р. Кучукова


ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА.


г. Оса

2000г.
ПЛАН - ОГЛАВЛЕНИЕ.



  1. Актуальность.

2. Значение эмоций в жизни человека.




  1. Задачи эмоционального развития и воспитания человека в дошкольном возрасте.




  1. Возможности музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка.



  2. Диагностика музыкальных способностей.

6. Конспекты занятий для детей от 4 до 5 лет.


7. Музыкально-дидактические игры.
8. Литература.

АКТУАЛЬНОСТЬ.
Понимание музыкального произведения предполагает осознание его идеи, характера, настроения, переданных средствами музыкальной выразительности, а, следовательно, и наличия самого представления о выразительном значении этих средств.

Воздействуя на индивидуума, музыка вызывает к жизни психологические процессы: эстетические ощущения и восприятия; зрительную и слуховую сосредоточенность; наблюдательность, творческое воображение. При этом выявляются и формируются свойства личности - склонности, потребность в деятельности, способности в различных видах художественного творчества.

Восприятие музыки - особая форма познания окружающего мира. Встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, мыслями, рожденными жизнью.

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвленным моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикают птички»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр). Однако их высказывания не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие.

Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной и шутливой, беззаботной и нежной, танцевальной; а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

Основа содержания музыки - выражение настроения, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально-образного содержания музыки.

Эмоции - это особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами.

Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства. Чувства - устойчивые, эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным -

природным).

Развитие эмоций и чувств связано развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими.

Эмоции и чувства, выполняя регулирующую функцию, способствуют перестройке поведения ребенка. переживания поддерживают, направляют или тормозят поступки.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Как показано в исследовании М.И. Лисиной, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.

Развитию эмоций и чувств способствует и специально организованная деятельность - музыкальное занятие. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроения других детей, проявлять свои переживания. Эмоциональное единство группы дошкольников может проявляться и в процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборки участка, групповой комнаты и т.д.).

Эмоции и чувства связаны с социально-психологической ситуацией осуществления деятельности ребенка. Эмоциональные ситуации, т.е. ситуации, вызывающие сильные переживания, характеризуются новизной, необычностью, внезапностью. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошкольник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, как писал К. И. Чуковский, что жизнь создана только для радости, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.
Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает обрести смысл жизни. Велика ее роль в социальной действительности. Поэтому ни в далеком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.

Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка - язык звуков и интонаций - отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эта эмоциональная сторона содержания музыки осуществляется слушателем в первую очередь. Музыка значительно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Она несет в себе целостное миросозерцание. Целостное, каждый раз своеобразное миросозерцание пронизывает музыку всех крупных композиторов.

Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, пробуждающих в нем чувство радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти этот путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими искусствами.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать «в себе». Но ведь не любая форма их разгрузки приемлема. Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние - чувство вины.

Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. С глубокой древности музыка служила человеку как эффективнейшее средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, пестушки, приговорки, прибаутки. Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка. если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно-художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Дошкольники должны уметь различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений, принимая во внимание мелодию, темп, динамику, тембр.

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.

Различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию сознания ребенка. понимание музыки, ее эмоциональное переживание доступно даже маленьким. Дети проходят путь от первоначального, почти непроизвольного эмоционального отклика на музыку, от зарождения неустойчивого интереса к более устойчивому, к потребности слушать музыку, радоваться ей, пытаются проявить себя в пении,

движении.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому

человеку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Эмоциональная отзывчивость проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Что же такое восприятие музыки?

Восприятие музыки - это сложный психический процесс отражения в сознании слушателя музыкального образа. В основе этого процесса лежит единство эмоционального и рационального, которое выражается в адекватной, эмоциональной реакции, эстетических суждениях и оценке.

Интенсивность музыкального восприятия зависит от следующих факторов:



  • первоначальной установки на восприятие;

  • привлекательности произведения для воспринимающего (доступность для ребенка);

  • силы эмоциональной реакции на произведение (можно судить по внешним проявлениям);

  • степени новизны эстетической информации, содержащейся в произведении (каждое произведение несет художественный смысл, он должен обновляться);

  • музыкально-слухового опыта и наличия элементарных музыкальных

знаний.

Б.В. Асафьев определил музыкальную деятельность взрослых как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведение исполнителем и восприятие слушателем.



Сочинение музыки (творчество) является первичным видом музыкальной деятельности взрослых, определяющим все другие виды - исполнительство и восприятие. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей.

Исполнитель - посредник между композитором и слушателем. Он творчески воспроизводит нотную схему, записанную композитором, изучая авторские ремарки, историю создания произведения. В его задачу входит поиск варианта творческой интерпретации произведения, наиболее близкого по духу авторскому замыслу. Исполнительство также представляет художественную ценность для других людей.

Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя. Глубина восприятия музыки зависит от качества самого произведения, уровня исполнения и опыта слушателя, культуры восприятия, вкусов

человека.

При характеристике видов музыкальной деятельности детей схему Б.В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель) нужно читать начиная с конца: восприятие - исполнение - творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности, как было уже сказано выше, доступно ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному

языку.


Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно.

Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха». Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие «адекватное музыке, ее художественному смыслу».

Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных

интонациях.

Рассмотрим некоторые методы и приемы развития у детей музыкального восприятия.

Наглядно-слуховой (исполнение музыки, качество ее звучания) - один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнителем воссоздается произведение, написанное композитором. Даже если педагог методически правильно строит беседу, применяет разнообразные дидактические приемы, все это не принесет пользы, если сама музыка не вызвала в детях эмоционального отклика, сопереживания.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Нужно увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не вульгаризируя и не упрощая его

содержания.

Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально-образного содержания музыки. Важно дать детям понять, что, изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым. А может быть грозным, страшным, злым, сметающим все на пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство.

Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено, может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.


Различие же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающего конкретные явления действительности.

Словесное описание чувства, настроения прослушанной музыки у детей очень слабо развивается.

Многие дети, довольно развитые и активные на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и др. , теряются, когда речь заходит о музыке. Суждения их, как правило, поверхностны, определения характера музыки страдают неконкретностью, часто даже ошибочностью.

Например, определяя характер музыки, дети часто повторяют такие слова как «хорошая», «красивая» или скажут одно лишь слово «веселая», а если попросишь их еще подумать и попытаться найти слова для определения характера музыки, дети могут ответить «грустная». Эти примеры говорят об ограниченности словарного запаса детей.

Умение тихо сидеть во время слушания музыки, вовремя начинать пение или движение необязательно свидетельствует о том, что ребенок вслушивается или понимает музыку. Многое чувствуя интуитивно, дошкольник (за исключением, возможно, особо одаренных в музыке) не может ни глубоко понять, ни рассказать о музыке, если его этому не научить, если не ввести в его активный словарь слова-определения, если перед слушанием пьесы ему не рассказать о предмете или явлении, которые изображены в пьесе.

Нельзя допускать обучения родному языку, полагаясь на интуитивное его усвоение. Такая же ошибка в интуитивном усвоении музыки может привести к недооценке логического мышления, образного восприятия музыки, теснейшим образом связанных с родным словом.

Одно из направлений беседы - характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки - веселая, грустная, нежная, взволнованная и т.д. - это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки - это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков - нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.



Диагностика музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Ранее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способности.

Тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, т.к. музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной педагогической работы. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 2-3 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание знаний.

Диагностика - это часть методов педагогического исследования, выяснения качеств личности, уровня и возможностей для развития ребенка. диагностика входит в методику по следующим причинам:


  • в процессе диагностирования идет обучающая и воспитывающая

    работа;


  • система оценки деятельности идет на субъективном уровне, значит, требуются конкретные результаты по оценке ребенка;

  • использование диагностики и ее результатов приводит к индивидуализации обучения и развития ребенка (и планирования развития).

Педагогическая диагностика опирается на результаты индивидуального качества ребенка.

Диагностика - установление определенных черт, качеств развития и наметка перспектив развития этих качеств, черт, уровней.

В истории психологии диагностика касалась успеваемости ребенка и только. Намного позже диагностика стала касаться сферы музыкальных способностей.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в ладовом чувстве и чувстве ритма. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Одним из показателей ладового чувства является любовь и интерес к слушанию музыки.

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлений (двигательных, мимических, пантомимических), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений.

Диагностика музыкальных способностей для средней группы, которой пользуемся мы в нашем центре «Лира» и по которой я работаю, не затрагивает глубоко музыкальное восприятие в развитии музыкальных способностей. В этом тесте, в блоке «Ладовое чувство», от ребенка лишь требуется определить настроение пьес и сказать о чем или о ком рассказывает музыка (от 1 до 3 баллов).

Я решила взять для углубленной работы в этом направлении еще два теста по музыкальному восприятию.



I тест. «Музыкальное восприятие».

Дается прослушать ребенку одно неизвестное ему классическое произведение (Моцарт, Шопен, Чайковский и др.). После слушания задаются три вопроса:



  1. Какие чувства в тебе вызвала эта музыка?

  2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка?

  3. Что в звучании музыки позволило тебе прийти к таким выводам?

Оценивается по следующим параметрам:

3 балла - если ребенок отвечает на вопросы без помощи взрослого.

2 балла - ответы не совсем точные.

1 балл - не отвечает совсем.

Этот тест по степени трудности сложноват для средней группы в начале учебного года, поэтому его следует начинать в середине учебного

года.
II тест. «Восприятие родственной музыки».

Ребенку даются три фрагмента музыкальных произведений для прослушивания. Выбираются произведения следующим образом: берется два произведения сходные по характеру, настроению и образности; третье должно отличаться от них.


Рисуется три кружочка

Звучат три произведения.
Задание. Нарисовать лицо каждого музыкального фрагмента.

Ребенок должен выбрать два близких по характеру, содержанию. Затем, рисует руки для этих кружочков протянутые друг к другу, как бы «здороваются»

Критерии оценок:

3 балла - правильное, точное выполнение задания.

2 балла - выполнение с незначительной помощью взрослого.

1 балл - затрудняется, отказывается выполнить задание.

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

во второй младшей группе.
сентябрь 1998 год.




Ф.И. ребенка


Ладовое чувство

Музыкально-слуховое представление


Чувство ритма


Всего баллов













1

2




1

Бояршинова Лена

2

3

0

2

7

2

Грачев Юра

2

2

0

2

6

3

Култышева Алена

2

3

1

3

9

4

Коршун Даша

2

3

1

2

8

5

Косолапова Анжела

2

2

1

2

7

6

Попова Кристина

2

3

0

2

7

7

Устинова Вика

1

1

0

1

3

8

Чугаев Женя

2

3

1

2

8

9

Занин Кирилл

2

2

1

2

7

10

Ясырев Илья

2

1

0

1

4

11

Гафетдинова Ксюша

2

3

0

2

7

Высокий уровень 12 баллов

ближе к высокому 9-11

Средний уровень 8 баллов

ближе к низкому 5-7

Низкий уровень 4 балла

май 1998 год.




Ф.И. ребенка


Ладовое чувство

Музыкально-слуховое представление


Чувство ритма


Всего баллов













1

2




1

Бояршинова Лена

2

3

0

2

7

2

Грачев Юра

2

2

0

2

6

3

Култышева Алена

2

3

1

3

9

4

Коршун Даша

2

3

1

2

8

5

Косолапова Анжела

2

2

1

2

7

6

Устинова Вика

1

1

0

1

3

7

Чугаев Женя

2

3

1

2

8

8

Занин Кирилл

2

2

1

2

7

9

Ясырев Илья

2

1

0

1

4

10

Гафетдинова Ксюша

2

3

0

2

7

11

Зверева Наташа

2

3

0

2

7

12

Бадертдинов Сережа

2

3

0

2

7


1.Ладовое чувство

Я дала послушать два разнохарактерных произведения и смотрела как они реагируют на них: Д.Б. Кабалевский «Клоуны»,

П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

двигательная реакция.

Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не

проявляют своих эмоций.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной

реакции.



Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной

реакции на музыку никакой нет.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.


  1. Музыкально-слуховое представление.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

«3» - пропевание всей фразы или мотива.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

подпевания.




  1. Чувство ритма.

1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка,

мелодии из 3-5 звуков. «Клоун», Трубникова «Играем в оркестре

по слуху».
+ «1» - точное выполнение ритмического рисунка.

- «0» - не совсем точное.


  1. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,

соответствие ритма движений ритму музыки.

  1. Ломова «Мелодия»,

  2. «Марш»,

  3. Гречанинов «Моя лошадка».

Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Звучат фрагменты из трех произведений.



«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку,

движения головы, рук, чувство пульса.



«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

движений, нет смены движений под музыку.



«1» - мала двигательная реакция на музыку.


ГРАФИК УРОВНЯ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.












ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ


КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА















ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
Примечание. Особых изменений в графике уровня развития музыкальных способностей дошкольников при педагогической диагностике не наблюдалось, т.к. в течение учебного года в группу пришли дети из других ДОУ.
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в средней группе.
сентябрь 1999 год.




Ф. И. ребенка

Ладовое чувство

Чувство ритма

Всего

Общий уровень







1

2

3




1

2

3

4










1

Бояршинова Лена

2

3

2

7

2

3

2

3

10

17

средний

2

Березин Сережа

0

1

1

2

1

1

1

1

4

6

низкий

3

Бадертдинов Сережа

1

2

2

5

1

4

2

2

9

14

средний

4

Гафетдинова Ксюша

3

3

2

8

2

5

3

3

13

21

высокий

5

Грачев Юра

1

1

1

3

1

2

1

1

5

8

низкий

6

Глушкова Марина

2

3

2

7

2

5

2

3

12

19

высокий

7

Занин Кирилл

2

2

1

5

1

4

1

1

7

12

средний

8

Коршун Даша

1

3

2

6

1

3

2

2

8

14

средний

9

Косолапова Анжелла

1

2

1

4

1

3

1

1

6

10

низкий

10

Култышева Алена

1

2

1

4

1

2

1

1

5

9

низкий

11

Зверева Наташа

2

2

2

6

1

3

2

2

8

14

средний

12

Севастьянов Артур

2

2

2

6

1

3

2

2

8

14

средний

13

Хаматова Айгуль

1

2

1

4

1

0

1

2

4

8

низкий

14

Хлебников Рома

0

1

1

2

1

0

1

1

3

5

низкий

15

Чугаев Женя

3

3

2

8

2

4

2

3

11

19

высокий

16

Мальцев Вова

1

2

2

5

1

2

1

2

6

11

низкий

17

Азматова Элина

1

1

1

3

1

2

1

1

5

8

низкий

18

Устинова Вика

1

1

1

3

1

0

1

1

3

6

низкий

19

Ясырев Илья

1

2

1

4

1

1

1

1

4

8

низкий


Высокий уровень - 3 ребенка

Средний уровень - 6 детей

Низкий уровень - 10 детей
Ладовое чувство.

  1. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

  2. Высказывание детей о характере музыки.

  3. Определить закончилась ли мелодия.


Чувство ритма.

  1. Воспроизведение в хлопках и притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии.

  2. Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка из 3-5 звуков.

  3. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями.

  4. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).



Конспекты занятия в средней группе.
«Кого разбудило солнышко».
Задачи.

  1. Эмоционально относиться к весеннему пейзажу.

  2. Чувствовать соответствующее настроение.

  3. Определить регистры музыкальных пьес.


Ход занятия.

- Дети, скажите, какое сейчас время года?

- Весна!

- Правильно.

Расскажу я всему свету,

Что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот весна,

По земле идет она.

Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. Надоело ему прятаться от ветров и холода. Выглянуло оно, расправило свои лучики, но стало скучно ему одному и решило солнышко разбудить еще кого-нибудь. И направило свой первый лучик в лес. А там... только тепла и ждали. Кого же первого разбудило солнышко в лесу, это нам сейчас подскажет музыка. Исполняется пьеса «Медвежата», муз. Красева, пьеса уже знакома из раздела слушание. Нужно узнать знакомое произведение, назвать его и высказаться о характере.

- Солнышко разбудило медвежат.

- А как вы об этом догадались?

- Музыка звучала так ...

- Медвежата обрадовались теплу и стали весело плясать. Кто хочет показать нам как пляшут медвежата (предлагаются шапочки-ободочки).

- Улыбнулось солнышко и направило свой второй лучик во двор. А там ... кто же это? (на металлофоне исполняется мелодия песни «Петушок» русская народная мелодия - раздел пение, задача: способствует расширению диапазона).

- Как петушок песенку поет?

- Звонко, весело, радостно.



Песенка исполняется в разных регистрах на высоких звуках, затем

низких.

- Как вы думаете, какой сейчас петушок поет - маленький или

большой?

Используется фланелеграф, на котором дети выкладывают больших или маленьких петушков.

- Приветливо солнышко встретило петушка и направило свой лучик

дальше.
Показать детям иллюстрацию с изображением птиц и весеннего

пейзажа.

- Кто догадался, кого еще разбудило солнышко?

- Птиц.

- Правильно, оно разбудило птичек и маленького воробышка (исполняется песня «Зима прошла», муз. Метлова). Воробышек обрадовался теплому солнышку, весне, он весело кружился, летал и пел свою песенку (исполняется песенка еще раз). Радуются теплу, солнышку птицы, звери, только одна баба снежная льет слезы.



Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

- Дети, кто хочет рассказать стихи о весне?

- Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

- Землю солнышко пригрело.

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей.

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Пробудились все от сна -

Это к нам пришла весна.

- И к нам заглянуло солнышко. Его теплый лучик приглашает вас потанцевать (исполняется пляска парами «Спляшем!», муз. Т. Назаровой-Метнер).

- Сегодня солнышко разбудило и медвежат, и петушка, и птичек, и к нам оно заглянуло. А кого же еще разбудило солнышко? Сейчас мы сядем за стол, возьмем карандаши, краски и нарисуем одну большую картину, кого еще солнышко разбудило.



На одной большой бумаге дети рисуют общий рисунок.

Здравствуй, милая весна!

Ты душиста и ясна.

Как красиво все вокруг.

И зовет тепло лучей

На прогулку всех детей.



«В гостях у передачи «Детский час».
Задачи.

  1. Развитие элементарной отзывчивости.

  2. Развитие тембрового слуха.

  3. Учить детей подбирать размер кисточки по размеру следа зверя (зайца, лисы, медведя).

  4. Учить аккуратно пользоваться с клеем.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я получила небольшую открытку.

Пишет нам Лесовичок, он сообщает, что сегодня будет

детская передача. Вот как раз она должна сейчас начаться.

Давайте включим наш телевизор. Усаживайтесь поудобней.

Появляется Лесовичок-кукла; фон - зимний лес.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами и встретились,

а на улице уже зима! Замечательная пора!

Тише, тише, кто-то идет.



Звучит в грамзаписи А. Вивальди «Зима», уже знакомое детям произведение.

Воспитатель. Кто же, дети, появится сейчас на экране?

Дети: Зима!

Выходит Зима с грустным выражением лица.

Лесовичок: Зимушка, здравствуй. Почему ты такая грустная,

чем ты опечалена?

Зима: Ах! Как же мне не грустить! Столько дел в лесу, а я одна.

Никак не справлюсь! И сугробов побольше насыпать надо,

и елочки снежком припорошить, и за зверушками приглядеть.

Ну как мне одной управиться?!

Лесовичок: Не печалься, Зимушка-зима. Я помогу тебе.

Сейчас что-нибудь придумаем.

Достает телефон, раздается звонок. Звонок и гудки записаны на магнитофон. Воспитатель поднимает трубку.

Лесовичок: Алло, друзья, вы не смогли бы помочь Зимушке?

Дети: Конечно, поможем.

Лесовичок: Тогда одевайтесь потеплее, садитесь на сани и приезжайте

к нам. Будьте внимательны, у вас мало времени.

Когда эти часы (показывает детские часы) пробьют

последнюю минуту, вы опять окажетесь в детском саду.

Песня «Зимняя игра», муз. и сл. Т. Мовсесян.

Зима: Девочки, мальчики,

Вы все сюда ко мне идите

И зимний лес мой нарядите.



Под веселую, бодрую музыку дети украшают лес. Ребенок замечает пустую полянку - закрепленный на стене лист ватмана.

Ребенок: Зима, а что эта полянка пустая? Ничего на ней не растет!


Зима: Умница! А сама-то я и не успела бы! Ну, ребята, дружно за работу!

Украсим полянку елками.



«Елочка» (аппликация). Под песню «В лесу родилась елочка» дети клеят вырезанные ранее елочки на лист ватмана. Зима хвалит их за помощь.

Лесовичок: Вот и я говорю, что молодцы! Но кто в этом лесу на

вашей поляне жить будет? Передача скоро кончится,

Зимушка уйдет в свой терем, а поляна и дальше грустить

будет.

Зима: Ой, и правда! Что же нам делать?



Старичок Лесовичок, подскажи нам как быть?

Лесовичок: Это я мигом. Это я сейчас!



Звучит тихая, загадочная музыка. В руках у Лесовичка появляется ларец.

Лесовичок: Это волшебный ларец. В нем живут загадки. Хотите загадаю?



Лесовичок загадывает загадки про лесных зверей: лису, зайца, медведя. После правильных ответов он дает воспитателю вырезанных из цветной бумаги зверей.

Зима: Любят бегать по поляне и зайцы, и лисы, а иногда даже и медведи.

Кто же первый пройдет по нашей полянке?

А это нам подскажет музыка.



«Кто шагает по полянке» (рисование). Исполняются пьесы, характеризующие лесных зверей. В зависимости от музыки дети разными по размеру кистями рисуют следы зайца, лисы и медведя.

Зима: Посмотрите на нашу полянку. Вон сколько следов!

И тут кто-то прошел, и здесь кто-то побывал, и там кто-то пробежал.

Ну вот, запутались. Ребята, помогите мне найти зверей.



«Найди зверушку» (музыкально-дидактическая игра с аппликацией). Опять звучат знакомые пьесы «Зайчик», «Лиса», «Медведь». Дети приклеивают силуэты зверей к тем следам, которым они соответствуют.

Лесовичок: Молодцы, ребята, постарались! И елочек много, и все они

разные: вот высокие, а вот и низкие. Следы вы тоже не

перепутали, а медведя даже в берлогу уложили! Правильно,

нечего ему зимой разгуливать по лесу!

Звенит звонок.

Воспитатель: Ну что, ребята, наше время заканчивается, прощайтесь с

Зимушкой и Лесовичком.

Зима: До свидания, дети! Буду всегда рада видеть вас у себя в гостях.

Счастливого пути!

Звучит музыка «Сани с колокольчиками» дети возвращаются, садятся.

Воспитатель: Да, ребята, вы славно потрудились и вовремя вернулись.

Я очень рада, что эта передача помогла вам узнать много

нового и интересного.




«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».
Задачи.

  1. Знакомство с новым музыкальным произведением.

  2. Рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение

    людей.


  3. Развивать эмоциональный отклик на музыку.

  4. Воспитывать интерес и любовь к музыке.


Ход занятия.

- У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.

Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.

Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело - грустно». Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться (исполняется



пьеса).

Вы почувствовали, что сначала музыка звучала весело, беззаботно, шутливо (исполняется фрагмент первой части), а потом она загрустила, зазвучала печально (исполняется фрагмент второй части)? Но вот грусть прошла и снова хочется улыбаться и шалить (исполняется начало



пьесы).

Эту пьесу «Весело - грустно» написал замечательный немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Столько чудесной музыки создал этот композитор и для детей, и для взрослых.

А теперь попробуем передать настроение музыки движениями рук - отрывистыми, четкими или плавными, размашистыми.

Исполняется пьеса, дети «дирижируют».

Вы правильно почувствовали, как меняется настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно было игривым, веселым, озорным, а ваши движения - легкими, четкими, отрывистыми, как и мелодия. В середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши руки правильно передали характер музыки - печальный и нежный.



На последующих занятиях по слушанию этой пьесы «Весело - грустно» Л. Бетховена можно использовать музыкальные инструменты: треугольник и колокольчик; карточки для каждого ребенка с изображением девочки и мальчика и улыбающимся и грустным лицом.

«Проводы Масленницы».
Задачи.

  1. Знакомство с обрядным праздником.

  2. Воспитывать интерес к народной культуре.

  3. Формировать эмоциональный отклик на праздник


Выбегают Скоморох и Петрушка.

Скоморох. Здравствуйте, честная публика!

Петрушка. Наше почтение!

Скоморох. Я - Скоморох, парень не плох!

Петрушка. А я - Петрушка, колпак на макушке!

Скоморох и Петрушка. Мы зовем на праздник всех.

Будет музыка и смех!

Скоморох. Ты постой, Петрушка-проказник, а какой у нас сегодня

праздник?

Петрушка. А про это публика знает, пусть она и отвечает.

Дети. Масленица!

Скоморох. Правильно! Широкая Масленица.

Петрушка. Как проводим Масленицу, так зиме конец, весне начало.

Появляется Зима.

Зима. Что за шум здесь? Я никого не звала в гости.

Скоморох. А ты кто, гостья?

Зима. Я гостья? Я Зима! Хозяйка тут! Моя власть! Мое время!

Петрушка. Нет, государыня Зима, конец твоей власти!

Масленицу провожаем, а значит, и Зиме конец.

Весна на пороге!

Зима. Как это конец?! Я хозяйка! Моя власть! Мое время!

Скоморох. Нет, Зима, пора тебе уходить. А будешь спорить,

так мы тебя прогоним. А ну, ребята, прогоняйте Зиму!

Петрушка. Вот и прогнали Зиму. Будем с Масленицей веселиться!

Песня «Вот уж Зимушка проходит». Воспитатели выносят большое чучело Масленицы и устанавливают на видном месте.

Скоморох. Вот и Масленица пришла,

И веселье завела!

Ай да, Масленица - кривошейка,

Встретим тебя хорошенько:

Сыром, маслом да яйцом

И румяным калачом!

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем!

Ребенок. Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотьюшка Изотьевна.

Все. Здравствуй!

Ребенок . Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная.
Все. Здравствуй!

Ребенок. Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький новомодненький.

Все. Здравствуй!

Ребенок. Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные.

Все. Здравствуй!

Танец «Валенки».

Скоморох. Удобно ли вам, гости? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило? Припасли мы вам забавушек на

всякий вкус. Кому правду, кому сказку, кому песенку!

А хотите ли сказку послушать? В некотором царстве,

в некотором государстве, жил-был царь. У него был

двор, на дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказочку сначала?

Петрушка. Шла собака через мост, четыре лапы, пятый хвост,

а шестое брюхо! Выходи, Ванюха!



Выбегает Ваня, падает.

Ваня. Нет! Я падал понарошку!

Насмешить хотел немножко!

Игра-дразнилка «Ваня простота»


Дети разбегаются «Ваня» их ловит.

А в это время Петрушка и Скоморох встают напротив друг друга, образуя поднятыми руками ворота. Остальные, взявшись за руки, выстраиваются в цепочку: игра «Ворота».

Скоморох. Воробышек летит, хвостиком вертит.

А вы скорей вставайте, дружно поиграйте.

Хороводная игра «Летал, летал воробей»




Видал, видал воробей,

Видал, видал молодой,

Как девицы ходят.

Как мальчишки ходят,

Как старушки ходят,

Как дедушки ходят,

Как ребята ходят.

Движения выполняются в соответствии с текстом.
Тин-тинка, подавай блинка!

Оладышка - прибавышка!

Масляный кусочек!
Блины

(русская народная песня).


Моя мама - мастерица

Печь блины не ленится.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Напекла их дюжину,

Пригласила к ужину.

Напекла она поесть,

Все, наверное, не съесть.

В гости мы вас пригласим

И блинами угостим.

Гости, будьте все здоровы.

Вот блины мои готовы.

Петрушка. Мы давно блинов не ели.

Мы блиночков захотели

На поднос блины кладите,

Да к порогу поднесите!




Скоморох и Петрушка выносят блины, раздают детям,

приговаривая:

Блин тебе, блин ему, и другим по одному!

Ешь быстрее, не гляди! Есть не хочешь - выходи!

Скоморох. А теперь пора прощаться с Масленицей.

Проводим Масленицу, сожжем ее, и сгорят все наши

неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.

Петрушка. Рано-рано петухи у нас запели, про весну-красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!



Поджигают чучело Масленицы.

Поют песню «Прощай, Масленица».

Скоморох. Цок-цок-цок, бежит лошадка

По дорожке по гладкой.

Покататься мы решили

И лошадку пригласили.

Петрушка. Сядем в сани вместе все и поедем в гости к Весне!



Дети катаются на санях и расходятся по группам.

Дидактические игры.
«Зайцы»

(для детей от 3 до 5 лет).


Цель. Учить детей различать колыбельную и танцевальную музыку.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

«Кого встретил колобок?»

(для детей от 5 до 6 лет).


Цель. Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Ход игры. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех ее персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определенном регистре: «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображен в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. Рядом с колобком в окошке показывается то заяц, то волк и т.д. в зависимости от того, какая пьеса исполнялась.

«Весело - грустно»

(для детей от 6 до 7 лет).


Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая - спокойная - грустная).

Ход игры. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки), объясняют свои действия. Педагог может предложить детям послушать две-три пьесы разного характера (веселую, грустную, спокойную). В этом случае после исполнения какой-либо пьесы ребенок, выполняющий задание, закрывает фишками соответствующие изображения на карточке в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

Например, если вначале звучала пьеса грустного характера, ребенок закрывает фишкой с цифрой 1 картинку, на которой изображен мальчик с грустным выражением лица, если далее исполнялась пьеса спокойного характера, то ребенок закрывает фишкой с цифрой 2 картинку с изображением мальчика со спокойным выражением лица и т.д. Последовательность пьес может меняться.



ЛИТЕРАТУРА.


  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 1981г.

  2. Дмитриев Ю.А. и др. «Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей начальных классов». М., АПО, 1994г.

  3. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».

    Ярославль: Академия развития, 1997г.



  4. «Музыкальное воспитание дошкольников». Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада.

    Под ред. О.П. Радыновой. М. Просвещение, 1994г.



  5. Незайкинский Е.В. «О психологии музыкального воспитания». М., 1972г.

  6. Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей» (дошкольный возраст). Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1987г.

  7. Радынова О.П. «Слушаем музыку». М., 1990г.

  8. Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс». Л., 1971г.

  9. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». М., Просвещение. 1986г.

  10. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

М., Просвещение. 1982г.


страница 1



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru