12+
→ ! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады

! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады

страница 1 страница 2
Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!



г. Майкоп -2014-2015учебный год.

6 класс.

Время выполнения – 2 часа
Задание 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1) Ежегодно сбрасывает хвою:

а) ель б) сосна в) лиственница

2) К млекопитающим не относится:

а) дельфин б) акула в) кит
3) Баобаб – растение, обитающее:

а) в Африке б) в Австралии в) в Евразии


4 При дыхании зеленое растение поглощает:

а) азот б) кислород в) углекислый газ


5) Бледная поганка-представитель царства

а) Грибов б) Растений в) Бактерий


6) Хранителями наследственной информации являются:

а) рибосомы б) хромосомы в) митохондрии


7) Собаки помогают распространять семена:

а) рябины б) одуванчика в) лопуха


8) Запас питательных веществ в клубнях картофеля накапливается

а) в хлоропластах б) в хромопластах в) в лейкопластах


9) Скорлупа косточки абрикоса состоит из

а) покровной ткани б) механической ткани в) образовательной ткани


10) Растения отличаются от животных

а) отсутствием какого-либо движения

б) питанием готовыми органическими веществами

в) способностью образовывать органические вещества


Задание 2.Задание включает 5вопросов, с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.. Около индексов выбранного ответа поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-10(по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Органические вещества клетки-это



  1. минеральные соли 2) азот 3)нуклеиновые кислоты 4) углеводы 5)жиры

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)3,4,5 г)1,2,3,4,5

2.К животным относятся

1) комар 2) инфузория-туфелька 3) возбудитель холеры 4)эвглена зеленая 5) зубр

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)3,4,5 г)1,2, 5

3.К Цветковым растениям относятся

1) тюльпан 2) ромашка 3) лиственница 4) лук 5) сосна

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)3,4,5 г)1,2, 4

4. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:


1) корень погибнет. 2)все растение погибнет. 3)рост корня в длину прекратится.
4) растение выживет, но будет слабым. 5) начнут расти боковые и придаточные корни.
а) 3.4,5 б) 3,5 в) 1,4,5; г) 2,5,4.

5.К лекарственным растениям относятся:

1 )чистотел 2 )подорожник 3 ) ромашка 4) валерьяна 5 )боярышник

а) 3.4,5 б) 3,5 в) 1,2,3,4,5; г) 2,5,4.



Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-5( по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Наука о животных -зоология.

2. Все ныне живущие растения имеют ткани.

3. Сосуды цветковых растений относят к механическим тканям..

4. Все бактерии вызывают заболевания животных и растений.

5. Зеленые растения являются основным источником кислорода на Земле



Задание 4. Установите соответствие.

Установите соответствие между особенностью строения и функцией ткани растений и их видом ( 6 баллов)





Особенности строения и функций

Виды тканей

1)состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

А) покровные

Б) проводящие



2) имеют устьица




3)образованы клетками удлиненнойформы, сообщающимися между собой




4) обеспечивают защиту отнеблагоприятных воздействий среды




5) осуществляют газообмен и испарениеводы




6) включают сосуды и ситовидные трубки




Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
г. Майкоп -2014-2015учебный год.

7класс.

Время выполнения – 2 часа
Задание 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -15(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.За минеральное питание растения отвечают:

А) корневые волоски Б) клетки корневого чехлика В) сосуды и ситовидные трубки

2. К автотрофным организмам относится:

А) дрожжи Б) мукор В) хлорелла

3. . Спермии у цветковых растений развиваются в:

А) пестике Б) околоцветнике В) пыльце


4 Клубень картофеля является:

А) плодом Б) видоизменением корня В) видоизменением побега

5. У растений мякоть листа и плодов состоит из

А) образовательной ткани Б) основной ткани В) механической ткани

6. В одном цветке двудомного растения нельзя одновременно найти

А) завязи, лепестков и тычинок

Б) чашелистиков, лепестков и тычинок

В) пестика, семязачатков и чашелистиков

7. В результате дыхания клетки получают

А) энергию Б) строительный материал В) и то и другое


8. Тип плода у рябины

А) ягода Б) яблоко В) костянка


9. Гермафродитом является

А) дождевой червь Б) амеба В) заяц-беляк

10. . Фотосинтез растениям необходим для

А) питания Б) дыхания В) выделения


11. Низшими растениями являются

А) папоротники Б) плауны В) водоросли

12.Главный корень развивается у растений

А) двудольных Б) однодольных В) однолетних


13. . Бактерии как и растения имеют

А) митохондрии Б) ядро В) клеточную стенку


14 Растительным сообществом не является

А) поле Б) лес В) река

.

15.Плод стручок или стручочек характерен для растений семейства



а) бобовых б) розоцветных в) паслёновых г) крестоцветных
Задание 2. Задание включает 5вопросов, с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.. Около индексов выбранного ответа поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован .Максимальное количество баллов, которое можно набрать-10(по 2 балла за каждое тестовое задание

1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофное питание 2) у них автотрофное питание

3) их тело состоит из тканей 4) клеточная стенка состоит из хитина

а) 1, 2, 4 б) 1,3 в)1,4 г)1,2,3,4,
2. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
1) корень погибнет. 2)все растение погибнет. 3)рост корня в длину прекратится.
4) растение выживет, но будет слабым. 5) начнут расти боковые и придаточные корни.
а) 3.4,5 б) 3,5 в) 1,4,5; г) 2,5,4.
3. К грибам паразитам относятся

1) мукор 2) спорынья 3) фитофтора 4) бледная поганка 5)мухомор

а) 1, 2, 4,5 б)2,3 в)3,4,5 г)1,2,3,4,5
4. Какие функции выполняют в клетках жиры

1) энергетическую 2) транспортную 3) строительную 4) запасающую 5)защитную

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)3,4,5 г)1, ,3,4,5

5. Теплокровными являются

1) земноводные 2) млекопитающие 3) птицы 4) пресмыкающиеся 5)рыбы

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)2.3 г)1,2,3,4,5


Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-10 ( по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Все цветки, содержат как пестик, так и тычинки.

2. Пигмент, придающий крови красный цвет -гемоглобин

3. Бактерии-. необычная группа организмов, не имеющая клеточного строения.

4. Все водоросли-одноклеточные организмы.

5. Зеленые растения являются основным источником кислорода на Земле.

6.Простейшие обитают в кишечнике человека и многих млекопитающих.

7.Формула цветка шиповника Ч5 Л5 Т5 П1.

8.Вольвокс-многоклеточныйорганизм.

9.Нервная система кишечнополостных диффузного типа.

10.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами называется биосферой
Задание 4. Найдите соответствие.
Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен (6 баллов)


Признак организмов

Группа организмов

А) выделяют в особое царство

1) грибы

Б)тело представляет собой слоевище

2) лишайники

В) имеют плодовое тело




Г) по способу питания-автогетеротрофы




Д)вступают в симбиоз с корнями растений




Е) представляют симбиоз грибов и водорослей



Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
г. Майкоп -2014-2015учебный год.

8 класс.Время выполнения – 2 часа

Задание 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -20(по 1 баллу за каждое тестовое задание).


  1. Микориза – это пример:

1) симбиоза 2) паразитизма 3) конкуренции 4) хищничества


  1. К прокариотам относятся:

1) растения 2) животные 3) грибы-паразиты 4) бактерии


  1. Гаметы – специализированные клетки, с помощью которых осуществляется:

1) половое размножение 2) вегетативное размножение

3) прорастание семян 4) рост вегетативных органов




  1. Новые лизосомы:

1) образуются путем деления оставшихся

2) поступают в клетку из межклеточного пространства

3) синтезируются в аппарате Гольджи

4) производятся митохондриями




  1. К какому царству относятся эукариоты с автотрофным способом питания?

1) животных 2) растений 3) бактерий 4) грибов

  1. Не имеют клеточного строения:

1) цианобактерии 2) вирусы 3) простейшие 4) хордовые


  1. Зигота образуется:

1) путем слияния гамет

2) путем деления соматических клеток

3) путем слияния соматических клеток

4) путем слияния соматических и половой клеток




  1. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) зиготы 2) споры 3) анабиоза 4) сна

9. У водорослей в отличие от высших водных растений есть:

1) ткани 2) органы 3) хроматофор 4) корни


  1. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

1) собака 2) человек 3) корова 4) малый прудовик

  1. Корневые волоски обеспечивают:

1) рост корня в толщину

2) рост корня в длину

3) защиту корня от соприкосновения с почвой

4) поглощение воды и минеральных солей из почвы




  1. Клубеньковые бактерии живут в утолщениях корней растений семейства:

1) бобовые 2) злаковые 3) розоцветные 4) крестоцветные


  1. Выберите неверное суждение:

1) фотосинтез – образование в органах растений фитогормонов

2) фотосинтез – усвоение растениями световой энергии

3) фотосинтез – образование зелеными растениями органических веществ при участии энергии света

4) фотосинтез – воздушное питание растений




  1. Плод многоорешек у…:

1) земляники 2) яблони 3) тюльпана 4) ржи


  1. Санитарную функцию в клетке выполняют

1) лизосомы 2) митохондрии 3) эндоплазматическая сеть 4) аппарат Гольджи


  1. Корневище – это:

1) придаточный корень 2) боковой корень

3) видоизмененный подземный побег 4) разросшийся главный корень




  1. Какую часть шляпочных грибов собирает человек?

1) микоризу 2) мицелий 3) плодовое тело 4) грибницу


  1. Регенерация – это способность

1) восстанавливать утраченные части тела

2) расщеплять сложных веществ до более простых

3) расти в длину

4) формировать икринки




  1. Щитовидная железа относится к железам

1) смешанной секреции 2) внешней секреции

3) внутренней секреции 4) смешанной и внешней секреции




  1. Секретом желез внутренней секреции являются:

1) желудочный сок 2) слюна 3) гормон 4) гаметы

Задание 2. Задание включает 5вопросов, с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.. Около индексов выбранного ответа поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован .Максимальное количество баллов, которое можно набрать-10(по 2 балла за каждое тестовое задание

1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофное питание 2) у них автотрофное питание

3) их тело состоит из тканей 4) клеточная стенка состоит из хитина

а) 1, 2, 4 б) 1,3 в)1,4 г)1,2,3,4,
2. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
1) корень погибнет. 2)все растение погибнет. 3)рост корня в длину прекратится.
4) растение выживет, но будет слабым. 5) начнут расти боковые и придаточные корни.
а) 3.4,5 б) 3,5 в) 1,4,5; г) 2,5,4.
3. К грибам паразитам относятся

1) мукор 2) спорынья 3) фитофтора 4) бледная поганка 5)мухомор

а) 1, 2, 4,5 б)2,3 в)3,4,5 г)1,2,3,4,5
4. Какие функции выполняют в клетках жиры

1) энергетическую 2) транспортную 3) строительную 4) запасающую 5)защитную

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)3,4,5 г)1, ,3,4,5

5. Теплокровными являются

1) земноводные 2) млекопитающие 3) птицы 4) пресмыкающиеся 5)рыбы

а) 1, 2, 4,5 б)2,3,5 в)2,3 г)1,2,3,4,5


Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-10 ( по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Все цветки, содержат как пестик, так и тычинки.

2. Пигмент, придающий крови красный цвет -гемоглобин

3. Бактерии-. необычная группа организмов, не имеющая клеточного строения.

4. Все водоросли-одноклеточные организмы.

5. Зеленые растения являются основным источником кислорода на Земле.

6.Простейшие обитают в кишечнике человека и многих млекопитающих.

7. Мукор и пеницилл – это грибы-паразиты

8. Взаимополезное сожительство двух организмов – симбиоз.

9.Нервная система кишечнополостных диффузного типа.

10.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами называется биосферой
Задание IV. Установите соответствие


    1. между тканью и ее наличием у организма животного или растения: (6 баллов)

Ткань Организм

А) покровная 1) животное

Б) эпителиальная 2) растение

В) соединительная

Г) механическая

Д) мышечная

Е) образовательная
2). Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят (6 баллов)


Одноклеточный организм

царство

А) обыкновенная амеба

1)Бактерии

Б) туберкулезная палочка

2) Грибы

В) холерный вибрион

3) Животные

Г) инфузория-туфелька




Д)дрожжи




Е) стрептококки



Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
г. Майкоп -2014-2015учебный год.

9 класс.

Время выполнения – 2 часа

Задание 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -25(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Простейшее, являющееся переходной формой между растениями и животными, относится к

1) Споровикам

2) Инфузориям

3) Жгутиконосцам

4) Саркодовым

2.Для человеческой аскариды характерны

1) раздельнополость, перекрестное оплодотворение

2) гермафродитизм, самооплодотворение

3) гермафродитизм, перекрестное оплодотворение

4) раздельнополость, самооплодотворение

3.Редукция раковины и сохранение её в виде остатков, скрытых под кожей, произошла у большинства моллюсков класса

1)Лопатоногие

2) Головоногие

3) Двустворчатые

4) Брюхоногие

4. При помощи трахей дышат

1) жуки-плавунцы

2) беззубки

3) дафнии

4) креветки

5. Характерным признаком хордовых является наличие в течение всей жизни или только на зародышевой стадии

1) нервной трубки

2) позвоночника

3) сердца

4) черепа

6.Число отделов головного мозга позвоночных равно

1) 2

2) 3


3) 4

4) 5


7.Метаморфоз (превращение) у земноводных затрагивает в основном…системы

1) пищеварительную и кровеносную

2) дыхательную и нервную

3) кровеносную и дыхательную

4) нервную и пищеварительную

8.У птиц венозная кровь выталкивается из сердца

1) правым предсердием

2) левым предсердием

3) правым желудочком

4) левым желудочком

9. Два пояса конечностей, соединенные с позвоночником, впервые появляются в процессе эволюции у

1) рыб


2) амфибий

3) рептилий

4) птиц

10. Общим свойством нервной и мышечной ткани человека является



1) автоматия

2) проводимость

3) возбудимость

4) сократимость

11. Железы человека образованы…тканью

1) соединительной

2) мышечной

3) эпителиальной

4) нервной

12. Кровяной тромб человека содержит нити белка

1) гемоглобина

2) коллагена

3) фибриногена

4) фибрина

13.В систематике растений семейства объединяются в

1) отряды

2) отделы

3) порядки

4) типы

14. Бактериофагами являются



1) паразитические бактерии

2) паразиты бактерий

3) патогенные вирусы растений

4) гетеротрофные микроорганизмы

15. Мозговой отдел черепа человека включает

1) небную кость

2) носовую кость

3) решетчатую кость

4) сошник

16.Что из нижеследующего не вызывается адреналином

1) усиление перистальтики кишечника

2) увеличение частоты сердечных сокращений

3) стимуляция превращения гликогена в глюкозу

4) расширение зрачков

17. Ферментами желудка человека являются

1) пепсин

2) пепсин, липаза, муцин

3) пепсин, липаза

4) пепсин, липаза, соляная кислота

18.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого

1) организменном

2) клеточном

3) тканевом

4) популяционном

19. О единстве органического мира свидетельствует

1) круговорот веществ

2) клеточное строение организмов

3) взаимосвязь организмов и среды

4) приспособленность организмов к среде

20. Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора

1) сезонная 3)определенная

2) мутационная 4) фенотипическая

21. Волк относится к потребителям органического вещества второго порядка, потому что он

а) создаёт органические вещества б) разрушает органические вещества

в) питается животными г) питается растительной пищей

22. Меньше всего бактерий встречается

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города

в) высоко в горах г) в помещении поликлиники

23. Гриб снабжает дерево

а) кислородом б) водой и минеральными солями

в) органическими веществами г) крахмалом

24. Взаимоотношение гриба и водоросли в слоевище лишайника –это пример

а) паразитизма б) конкуренции в) хищничества г )симбиоза

25. Вода не является необходимым условием для оплодотворения

а) водорослей б) мхов в) папоротников г) покрытосемянных
Задание 2. Задание включает 5вопросов, с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.. Около индексов выбранного ответа поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-20(по 2 балла за каждое тестовое задание.

1.Автотрофный тип питания могут иметь

1) вирусы 2) бактерии 3) грибы 4) растения 5) животные

а) 1, 2, 4 б) 2,4 в)1,3,4 г)1,2,3,4,5


2. Гормонами поджелудочной железы являются

1) тироксин 2) адреналин 3) глюкагон 4) инсулин 5) пролактин

а) 1, 2, 4 б) 1,3 в)3,4 г)1,2,3,4,5
3.Безусловные рефлексы являются

1) врожденными 2) общими для вида 3)индивидуальными

4) временными 5) приобретенными

а) 1, 2, 4 б) 1,2 в)1,3,4 г)1,2,3,4,5


4. Вирусными болезнями являются

1) оспа 2) чума 3) ящур 4) холера 5) малярия

а) 1, 2, 4 б) 1,3 в)1,3,4 г)1,2,3,4,
5.Частоту и силу сердечных сокращений увеличивают

1) адреналин 2) инсулин 3) сигналы соматической нервной системы

4) сигналы симпатической нервной системы

5) сигналы парасимпатической нервной системы

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5
6. Какие признаки характерны для животных

1) активно передвигаются 2) синтезируют органические вещества

3) растут в течение всей жизни 4) дышат кислородом воздуха

5) есть клеточная стенка

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4,5 в)1, 4 г)1,2,3,4,5
7. Примером атавизма у человека считают появление

1) зубов мудрости 2) хвостового отдела позвоночника

3) многососковости 4)свода стопы 5)мимической мускулатуры

а) 1, 2, 4 б) 2,3 в)1,3,4 г)1,2,3,4,5


8.Какие функции выполняет в клетке вода

1) строительную 2)каталитическую 3)транспортную

4) запасающую 5)растворителя

а) 1, 2, 4 б) 1, 2,3 в)1,3,4 г) 3,5


9. Назовите растения, с которыми сожительствуют клубеньковые бактерии

1) горох 2) капуста 3)земляника 4) фасоль 5) картофель

а) 1, 2, 4 б) 1,4 в)1,3,4 ,5 г)1,2,3,4
10. Признаки, характерные для растений класса Однодольные

1) сетчатое жилкование листьев 2) сложные листья

3) мочковатая корневая система 4) стержневая корневая система

5) дуговое жилкование листьев

а) 1, 2, 4 б) 3 ,5 в)1,3,4 г)1,2,3,4,
Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-15( по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Все цветки, содержат как пестик, так и тычинки.

2. Пигмент, придающий крови красный цвет -гемоглобин

3. Бактерии-. необычная группа организмов, не имеющая клеточного строения.

4. Все водоросли-одноклеточные организмы.

5. Зеленые растения являются основным источником кислорода на Земле.

6.Простейшие обитают в кишечнике человека и многих млекопитающих.

7. Мукор и пеницилл – это грибы-паразиты

8. Взаимополезное сожительство двух организмов – симбиоз.

9.Нервная система кишечнополостных диффузного типа.

10.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами называется биосферой

11.Планктон-это придонные организмы.

12. Функциональная единица почки-аксон.

13. Четкие внешние различия раздельнополых организмов-диморфизм.

14. Жидкая ткань, циркулирующая в теле насекомых-гемолимфа.

15. Нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, грибов-ризоид.


Задание 4. Найти соответствие.
1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его механизмом (5 баллов)


Признак

Механизм регуляции

А) регуляция осуществляется эндокринной системой

1) нервный

Б) в качестве регулятора выступают гормоны


2) гуморальный

В) регулятор доставляется кровью




Г) скорость воздействия регулятора очень высокая




Д) эволюционно более молодой



2. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен (5 баллов)





Признак

Класс

А) оплодотворение внутреннее

1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинства видов наружное

2) Пресмыкающиеся

В) непрямое развитие




Г) размножение и развитие происходит на суше




Д) яйца с большим запасом питательных веществ




Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!


г. Майкоп -2014-2015учебный год.

10 класс. 80 баллов

Время выполнения – 2 часа

Задание 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -30(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.К одноклеточным водорослям относится:

а) улотрикс;

б) спирогира;

в) хлорелла;

г) макроцистис.

2. Водные черепахи:

а) живут на суше, а размножаются в воде;

б) живут в воде, а размножаются на суше;

в) живут и размножаются в воде;

г) у разных видов встречаются разные варианты.

З. Иммунной системе не принадлежит:

а) средний мозг;

б) лимфатические узлы;

в) вилочковая железа;

г) гипофиз.

4. Сущность оплодотворения заключается:

а) в слиянии ядер гамет;

б) в восстановлении диплоидного набора хромосом;

в) в соединении наследственной информации;

г) в осуществлении связи между поколениями.

5. Какие органоиды клетки имеют ДНК и РНК:

а) ядро;


б) митохондрии;

в) эндоплазматическая сеть;

г) лизосомы.

6) В каком отделе пищеварительной системы происходит переваривание пищи

а) в тонком кишечнике

б) прямой кишке

в) пищеводе

г) глотке

7) в состав пояса верхних конечностей человека входит

а) голень

б) плечо

в) предплечье

г) ключица

8) Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле

а) морфологический

б) генетический

в) географический

г) экологический

9) Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они

а) проявляются в первом поколении

б) являются скрытым резервом наследственной изменчивости

в) ведут к возникновению ароморфозов

г) затрагивают гены соматических клеток

10) Какой из примеров характеризует проявление биотического фактора в природе

а) накопление химических элементов в прибрежной растительности

б) весенний разлив реки

в) сезонное пересыхание водоёма

г) чередование приливов и отливов в океане

11) Определите консумента 1 порядка в цепи питания

а) клоп вредная черепашка

б) зерна пшеницы

в) рыжая лисица

г) степной орел

12) Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,

а) участвуют в формировании озонового слоя

б) разлагают органические вещества до неорганических

в) способствуют образованию известняков

г) нейтрализуют радиоактивные вещества в почве

13) Какие органоиды клетки образуются из концевых пузырьков комплекса Гольджи

а) лизосомы

б) митохондрии

в) пластиды

г) рибосомы

14) Антикодону ААУ на т-РНК соответствует триплет на ДНК

а) ТТА

б) ААТ


в) ААА

г) ТТТ


15) Расхождение хроматид к полюсам клетки во время клеточного деления происходит в

а) анафазе

б) телофазе

в) профазе

г) метафазе

16) Лимфа отличается от крови отсутствием

а) лейкоцитов

б) глюкозы

в) белков

г) тромбоцитов

17) Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полёта, характеризуют как

а) конвергенцию

б) идиоадаптацию

в) ароморфоз

г) дегенерацию

18) Участие большого числа видов в пищевых сетях биоценоза

а) повышает их устойчивость

б) способствует понижению численности консументов

в) улучшает условия существования продуцентов

г) нарушает целостность биосферы

19) Сохранению признаков вида в природе способствует

а) изменчивость

б) мутагенез

в) метаболизм

г) наследственность

20) Материалом для естественного отбора служит изменчивость

а) сезонная

б) мутационная

в) определённая

г) фенотипическая

21. Кровяной тромб человека содержит нити белка

1) гемоглобина

2) коллагена

3) фибриногена

4) фибрина

22.В систематике растений семейства объединяются в

1) отряды

2) отделы

3) порядки

4) типы


23. Бактериофагами являются

1) паразитические бактерии

2) паразиты бактерий

3) патогенные вирусы растений

4) гетеротрофные микроорганизмы

24. Мозговой отдел черепа человека включает

1) небную кость

2) носовую кость

3) решетчатую кость

4) сошник

25.Что из нижеследующего не вызывается адреналином

1) усиление перистальтики кишечника

2) увеличение частоты сердечных сокращений

3) стимуляция превращения гликогена в глюкозу

4) расширение зрачков

26. Ферментами желудка человека являются

1) пепсин

2) пепсин, липаза, муцин

3) пепсин, липаза

4) пепсин, липаза, соляная кислота

27.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого

1) организменном

2) клеточном

3) тканевом

4) популяционном

28. О единстве органического мира свидетельствует

1) круговорот веществ

2) клеточное строение организмов

3) взаимосвязь организмов и среды

4) приспособленность организмов к среде

29. Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора

1) сезонная 3)определенная

2) мутационная 4) фенотипическая

30. Волк относится к потребителям органического вещества второго порядка, потому что он

а) создаёт органические вещества б) разрушает органические вещества

в) питается животными г) питается растительной пищей


Задание 2. Задание включает 5вопросов, с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.. Около индексов выбранного ответа поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован .Максимальное количество баллов, которое можно набрать-20(по 2 балла за каждое тестовое задание

1.Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

  1. покрыта оболочкой из клетчатки

  2. не может выполнять функцию организма

  3. выполняет определённую функцию

  4. представляет самостоятельный организм

1) 1, 2, 4 б) 2,3, в)1, 4 г)1,2,3,4,5

2) Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим

  1. наследственность

  2. устная речь

  3. борьба за существование

  4. благоустройство жилища

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 3 г)1,2,3,4,5

3) Какую роль играют эритроциты в крови человека

  1. обеспечивают цвет крови

  2. переносят кислород

  3. уничтожают бактерии

  4. переносят питательные вещества

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5

4) Дрожжи

  1. многоклеточные

  2. размножаются почкованием

  3. одноклеточные

  4. многоклеточные

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)2, 3 г)1,2,3,4,5

5) Какие из движущих сил эволюции человека имеют социальную природу

  1. членораздельная речь

  2. изменчивость

  3. наследственность

  4. трудовая деятельность

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5

6) Полость тела, мантию и раковину имеют

  1. гидра

  2. прудовик

  3. катушка

  4. медуза

а) 1, 2, 4 б) 2,3 в)1, 4 г)1,2,3,4,5

7) Растения семейства бобовых имеют

  1. плод боб

  2. плод ягода или коробочка

  3. простой околоцветник

  4. стержневую корневую систему

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5

8) Источники энергии в организме человека

  1. минеральные соли

  2. жиры

  3. нуклеиновые кислоты

  4. углеводы

а) 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5

9) Свойства нервной ткани

  1. сократимость

  2. редупликация

  3. возбудимость

  4. проводимость

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)3, 4 г)1,2,3,4,5

10) Растения семейства Крестоцветные

  1. капуста

  2. репа

  3. огурец

  4. гочица

а) 1, 2, 4 б) 1,3,4 в)1, 4 г)1,2,3,4,5
Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-15( по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Все цветки, содержат как пестик, так и тычинки.

2. Пигмент, придающий крови красный цвет -гемоглобин

3. Бактерии-. необычная группа организмов, не имеющая клеточного строения.

4. Все водоросли-одноклеточные организмы.

5. Зеленые растения являются основным источником кислорода на Земле.

6. Простейшие обитают в кишечнике человека и многих млекопитающих.

7. Мукор и пеницилл – это грибы-паразиты

8. Взаимополезное сожительство двух организмов – симбиоз.

9. Нервная система кишечнополостных диффузного типа.

10. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами называется биосферой

11. Планктон-это придонные организмы.

12. Функциональная единица почки-аксон.

13. Четкие внешние различия раздельнополых организмов-диморфизм.

14. Жидкая ткань, циркулирующая в теле насекомых-гемолимфа.

15. Нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, грибов-ризоид.


страница 1 страница 2



Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки: http://www.fozz.refdt.ru